Хотела летать. История борьбы за мечту

Ирина Иерусалимская всегда хотела быть только стюардессой. Но за свою мечту ей пришлось побороться.
Хотела летать. История борьбы за мечту

Небо, самолет, девочка

Мечта была с третьего класса. С тех пор, как мы с родителями приехали в гости к родственникам и там на стене я увидела плакат с рекламой «Аэрофлота»: красивая стюардесса, красивый самолет, небо. Увидела и поняла: хочу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В те времена попасть в авиацию было очень сложно: бортпроводниками работали в основном представители династий, кто-то обязательно летал в семье, а мои родители — инженеры.

Но я все равно мечтала. В конце десятого класса на курсах английского, куда я пошла, чтобы быть ближе к мечте, услышала, что в Москве есть училище бортпроводников 167, на Варшавке. Думаю: попробую. Родителям сказала, что поступаю в историко-архивный институт, и они спокойно уехали отдыхать.

Но с первого раза меня не взяли: отбор был жесточайший, а я только начинала учить язык, из-за него и не прошла. Расстроилась, но решила, что буду пробивать эту стену. Тем более что мне сказали, что, если поработать в аэропорту, потом на экзаменах относятся более лояльно. Скандал был дома, конечно, жуткий, когда родители узнали о моих планах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я приехала в Шереметьево и с порога выдала: «Здрасьте, хочу у вас работать». Видимо, наглость сработала, потому что мне предложили прийти месяца через три — возможно, будут вакансии.

Прихожу в положенное время, а мне объявляют: у нас сокращение штатов. Я в слезы: так долго ждала, а вы меня не берете? Тогда мне посоветовали идти к директору аэропорта. Я пришла, положила заявление на стол (напомню, мне было 18 лет) и твердо сказала: «Не выйду отсюда, пока не подпишете».

В итоге меня взяли в наземную службу, я год отработала и — поступила в училище. Это было самое интересное время в моей жизни. Учили нас всему, начиная с конструкции воздушного судна и заканчивая медициной и обслуживанием пассажиров. Преподаватели были замечательные у нас, сами отлетали всю жизнь и учили всему что знали. Училище я окончила с отличием. Но приехала комиссия, которая отбирала бортпроводников, — и опять меня не взяли. Так обидно стало!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я очень хотела летать. Зато позже прошла конкурс в так называемый президентский отряд, который возит первых лиц государства. Там я отработала пять лет.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летали этими бортами и Строев, и Немцов, и Виктор Степанович Черномырдин. Всегда вежливые, интеллигентные. Вообще обычно чем выше пассажир по статусу, тем спокойнее полет. С президентами летать не приходилось, но короля и королеву Норвегии сопровождали. Кстати, когда летят такие высокие гости, самолет провожает оркестр, это протокол. Очень интересная работа.

Любовь и сын

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этой команде я познакомилась с будущим мужем. Он тоже был бортпроводником. Интересный, высокий, образованный. Мы несколько раз летали вместе, потом вместе с избирательной командой Бориса Ельцина под лозунгом «Голосуй или проиграешь!» мы несколько месяцев летали по городам и весям. В этом длинном рейсе и началась наша лавстори.

Мы поженились, и вскоре после этого нам перестали платить зарплату — трудные были времена. После того как деньги не выдавали полгода, я ушла в «Аэрофлот», куда мне, наконец-то, повезло попасть. А муж ушел «на землю» и начал строить карьеру там. Так и работали — он в аэропорту, я все время летала.

Вообще, не каждый мужчина примет жену- бортпроводницу — это же постоянные перелеты, отсутствие дома. Но, когда вы оба заняты одним делом, вы понимаете друг друга. Поэтому семьи между бортпроводниками не редкость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот с пассажирами романов не случается, это миф.

Да, комплименты делают постоянно, но мы же на работе, не воспринимаем их как что-то личное. Плюс обязанностей столько, что не до флирта с пассажирами, честное слово.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
После свадьбы мы с мужем сразу планировали детей, но сын появился только через десять лет упорной битвы. Работа наша не способствует появлению детей: перегрузки, смена часовых поясов, биоритмы меняются.

Но в конце концов все получилось, и я сразу ушла в декрет: нам нельзя летать во время беременности. Я так ответственно готовилась стать мамой, столько всего прочитала! Понимала, что жизнь повернется на 180 градусов. Когда тебе 34 и у тебя появляется ребенок, которого ты так долго ждала, это не то же самое, что родить в 20 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне даже сейчас, когда сын уже подросток, кажется, что я перегибаю палку в смысле гиперопеки.

К сожалению, с мужем мы расстались, прожив вместе 16 лет. Развод дался нелегко. Мне сорок, сыну пять... Страшно было смотреть в будущее. Но ребенок и работа не давали скучать.

Северное сияние

Мне посчастливилось — я увидела почти весь мир. Летала в Европу, Азию и Америку, в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе ориентируюсь прекрасно. А в Гонконге однажды с подругами заблудились — вспомнить смешно, думали, до Ламанша дойдем! До сих пор люблю смотреть из самолета на небо: самое красивое — это когда закат или восход, а еще лучше — северное сияние.

А когда летишь в США и внизу Гренландия, прямо под тобой эти льды, океан, чувствуешь себя махонькой песчиночкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Не знаю, откуда у меня эта страсть к небу. Я же боюсь высоты, представьте. Недавно была на смотровой площадке в Мюнхене (11-й этаж), и мне было жутко. А в самолете — нет, мне страшней по Москве за рулем ездить. Я же летаю в закрытом пространстве, с командой, которой доверяю, и я знаю, как это все устроено. Но пассажиров, которые боятся, мне жаль.

Буквально вчера была паническая атака у девушки. Мы еще моторы не завели, и вдруг она кричит: «Вы понимаете, что все разговаривают по телефону! Это же опасно!» И я вижу, что у нее трясутся руки, ей реально страшно. Я тихонько сказала: «Вот когда вы услышите: "Мы готовимся к взлету", — тогда, поверьте, у меня ни один пассажир не взлетит с включенным телефоном». И девушка расслабилась — и даже уснула.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С любым человеком нужно разговаривать. И чем громче он кричит, тем тише надо говорить.

В любой ситуации бортпроводник должен внушать уверенность, что все будет ха-ра-шо.

Нужный размер

Я за всю жизнь ни разу не опоздала на свидание — профессия дисциплинирует. Нельзя опоздать, нельзя прийти на рейс с немытой головой, без макияжа или маникюра. Ты всегда должен быть аккуратен и свеж, это понятная часть работы. Особая стройность или возраст никогда не были критерием оценки бортпроводников. Бортпроводник считается годным на оснований требований Росавиации, Минтранса и ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия). Если врач тебя допустил, ты сдал все квалификационные экзамены — все, ты годен. И какого ты размера, неважно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако все изменилось. Со склада исчезла форма больших размеров, бортпроводниц старше 40 лет и больше 48-го размера перестали выпускать на международные рейсы.

А это потеря в деньгах. Мне снизили личную надбавку, объяснив это тем, что я не соответствую требованиям к членам экипажа. Зарплата упала в 2 раза. Я попросила показать мне требования, а там несколько параметров: рост, вес, индекс массы тела и размер одежды. Для мужчин 46−54, для женщин — 42−48. Я в эти размеры не попала. Парадокс в том, что как бортпроводник я работать по-прежнему могла, но только на коротких внутренних рейсах, на которых обеспечить нужный налет часов практически невозможно. Ну и плюс после 15 лет работы старшим бортпроводником (а это второй человек в экипаже после капитана воздушного судна) я вдруг снова стала рядовым сотрудником.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне пришлось подать в суд на работодателя. И 6 сентября этого года Мосгорсуд признал требования пункта о физических параметрах не подлежащими к применению, потому что они противоречат законам страны и признаны дискриминационными. Формально мы победили, и все это время я летала и продолжаю летать.

Но — все равно на внутренних рейсах. Мне говорят: распределением рейсов занимается программа, но какая интересная программа, что я за три года даже в Минск не могу слетать.

Почему в западных авиакомпаниях работают и худые, и полные бортпроводники? И возрастных везде очень много.

Да, я не против, чтобы компания омолаживала кадры, но предложите людям, которые всю жизнь вам отдали, какие-то должности на земле. У нас же опыт колоссальный — мы можем уйти начальниками отделений, инструкторами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока держусь. Внутри появилось больше уверенности в себе. Помогает поддержка пассажиров, которые узнают, подбадривают, благодарят за работу. Да, в этом году было тяжело, но я все время вспоминаю притчу о двух путниках, которые несли по пустыне каждый свой крест. И один путник молчал, а второй все время просил: «Боже, я больше не могу, ну, пожалуйста, помоги мне». И боженька ему крест уменьшил. Дошли они до пропасти. И тот, кто молчал, положил свой крест через пропасть и перешел по нему. А второму — размера не хватило. Понимаете?

Вот и я понимаю: для чего-то мне все это нужно.