Мастерица Яна Волкова: «Куклы скромно вошли в мою жизнь и остались»

В древние времена люди верили, что народная кукла может уберечь человека от напастей, принять болезнь и недуг на себя, способствовать хорошему урожаю. Мастерица Яна Волкова делает потрясающие куклы-обереги и тепло рассказывает о них.
Мастерица Яна Волкова: «Куклы скромно вошли в мою жизнь и остались»
"Кукла не появляется из ниоткуда – ее делает человек, вкладывая свою энергию, мысли и чувства. Она как мостик между детством и взрослой жизнью, между прошлым и настоящим, между миром видимым и духовным," – рассказывает мастерица Яна Волкова.

Если бы кто-то несколько лет назад сказал мне, художнику-реставратору станковой темперной живописи и преподавателю рисунка, что я буду делать кукол, не поверила бы ни за что! При всем моем уважении к любым видам искусства кукольная стезя мне всегда казалась очень странной, вероятно, бесконечно интересной для самого автора, но вот для зрителя... Я никак не могла понять практического применения таких работ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мастерица Яна Волкова
Мастерица Яна Волкова

Но неожиданно куклы тихо и скромно вошли в мою жизнь и остались, а еще позволили «втянуть» в процесс собственного создания моих двух детей: старший сын, Матвей, увлекся работой с деревом и сейчас делает для меня всю кукольную мебель и прочие необходимые элементы, а дочка режет штампы для линогравюры и для ткани и помогает мне в создании новых узоров для костюмов. Совместные идеи, проекты и планы очень сплачивают и объединяют нашу маленькую семью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Три года тому назад мы, в прямом смысле слова, сбежали из Москвы, захотелось хотя бы чуть больше тишины, покоя, воздуха.

Все это и даже больше нашлось в чудесном маленьком городе на семи холмах — Смоленске. Начинали все с нуля, на новом месте, с новыми людьми. Это сложно, но если есть дело, которым увлечены все, становится несравнимо легче.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хозяюшка — кукла на основе этнографической выкройки. Большинство традиционных тряпичных кукол-безлики, если у куклы нет лица — она не являет собой полный образ человека, а значит, не интересна для потусторонних недобрых сил.

Мы не теряем связи с большим городом, я продолжаю преподавать в столице, читать лекции, проводить семинары, хотя сейчас это так или иначе всегда о куклах. Получается, что всё в нашей жизни связано с ними: едем ли мы куда-то путешествовать, а мы очень любим это делать и стараемся все свободные дни проводить в пути, то непременно ищем местный краеведческий музей, пусть даже самый маленький. В нем всегда найдется много интересного, если и не сами куклы, то ткани, костюмы или предметы быта, а иногда встретится чудесный хранитель, какая-нибудь бабушка из северной, заонежской деревушки — так она еще и расскажет, и покажет, для чего, как и из чего делали кукол ее мама, бабушка и прабабушка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ведь раньше даже не существовало такого понятия — не умею делать, все женщины от мала до велика — чуть лучше или чуть проще, но крутили кукол для игры, для обряда, для помощи или для радости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас ко мне на семинары приходят самые разные женщины, пожилые и совсем юные, активные рукодельницы и никогда не державшие иголку с ниткой в руках. Но память предков не пустой звук — потихоньку, сперва несмело, но все увереннее крутят они своих первых мамушек, крупеничек, утешниц и несут это умение дальше, домой, учат дочек и внучек, и нить времени не прерывается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот только с материалами сейчас, как это ни странно, нам намного сложнее, чем нашим бабушкам. В век синтетики и полимеров найти необходимые натуральные ткани, с подходящей расцветкой бесконечно трудно несмотря на перенасыщенность в магазинах, поэтому и осваивают увлеченные женщины давно забытые ремесла: натуральное крашение травами, ткачество на станке, вышивку.

В современных дамах в джинсах и со смартфонами куклы будят интерес к истории своей страны, к ее наследию, к тому, что почти было утрачено.

И даже если человек сам не увлечется изготовлением кукол, а останется всего лишь зрителем или покупателем, он уже будет знать, что «народное» — это не всегда значит китч, безвкусица и пошлость, а совсем наоборот. Многие мои заказчики и коллекционеры живут за границей, кукол, как и наших соотечественников, разбросало по миру, едут девицы в платочках в Австралию, Аргентину, в Японию и Канаду, в Италию и Бельгию, везде, где люди интересуются историей и сохранением памяти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я очень люблю все свои работы: и кукол, целиком сделанных по традиционным «канонам», и мои авторские образы. В каждую из них вложено немало сил, иногда месяцами отрисовывается эскиз, а к нему еще дольше ищутся подходящие ткани, информация о костюме, собираются скупые крохи устной традиции. Но более всего мне близки и ценны те куклы, что родились из одного старенького лоскутка ткани, который люди отдают со словами: «Это все, что осталось от бабушки, у вас не пропадет, вдруг пригодится?!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас из подобных образов есть уже небольшая коллекция под названием «Куклы- хранители», и хранят они то, без чего человеку никак нельзя, — память о предках, историю отдельной семьи, и любовь, пронесенную через века.