Мой сын не умеет проигрывать...

Ребенка нужно научить уметь проигрывать, для того, чтобы... Блогер Ольга Савельева рассказывает об этом на примере своего сына.
Мой сын не умеет проигрывать...
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
iStock/fasphotographic

Мой сын не умеет проигрывать. Ему уже восемь лет, он настоящий мужчина, но проигрыш в игре частенько доводит его до горьких слёз. Но что хуже слёз (я не из тех, кто говорит: «мальчики не плачут!». Мальчики живые — и значит, плачут как и девочки, выпуская через слезы свои обиды и проживая боль и расстройства), это то, что проиграв, сын теряет желание играть в эту игру снова.

Он сразу «больше не хочет».

Дась, ну давай еще разочек, — прошу я, обыграв его в домино. Я никогда не поддаюсь ему, и поэтому проигрывает он часто.

Я не хочу больше, — отворачивается сын, с преувеличенным интересом глядя в окно, чтобы я не заметила повлажневших глаз.

На отдыхе мы ходили в боулинг, детям очень нравилось, особенно сыну — потому что он объективно был самый сильный и меткий среди нас. Мы ходили три раза (было дождливо, и дети сами выбирали это развлечение), но стоило моей племяшке, которая даже бросить шар не могла, а просто катила его, придавая ускорение на старте, победить в одной единственной игре (мяч медленно докатывался до кеглей, и они все как по команде падали, что меня страшно веселило), как сын заявил, что боулинг ему надоел, что это глупая и неинтересная игра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Меня очень печалит эта черта сына. Для меня это настоящая проблема.

Я без устали объясняю сыну, что с такой позицией он лишает себя возможности стать победителем. Что поражения — это ступеньки, по которым неизбежно придешь к победе, просто у каждого эта лестница своей длины. Кто-то почти сразу приходит, а кто-то идет долго и кропотливо, но обязательно доходит, если не сходит с дистанции. А ты, сын, сходишь. И в этом и есть твой главный проигрыш, а не в том, что ты не сбил кегли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты понимаешь, Дась? — спрашиваю я.

- Понимаю.

Что ты понимаешь?

Я понимаю, что я опять слонёнок.

Да, ты опять слонёнок.

Это он про притчу. Я стараюсь многое объяснять сыну на примерах. Вот пример про слона. Слон — это самое большое животное из тех, что живет на суше. Слон очень сильный. Его можно навьючить тяжелым грузом — и он его донесет. Так делают жители Африка и Азии — используют слона как носильщика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы слон развивал свою силу, его с детства — когда он совсем еще слоненок — привязывают веревкой к толстому дереву.Слоненку это не нравится, он тянет за веревку, но дерево сильнее. Он тянет-тянет-тянет. Развивает силу. И растет сам. Но веревка, привязанная к дереву, всегда сильнее слоненка. В какой-то момент слоненок понимает: это бесполезно. Веревка навсегда сильнее его. И перестает тянуть.

Выросшего из этого слоненка взрослого слона можно привязать к любому, самому хрупкому дереву, ствол которого в десять раз тоньше его ноги. Слон будет покорно стоять, уверенный, что веревка сильнее его, и ему в жизни не «победить» это деревце.

- Да, сын, ты слоненок. Ты не пытаешься победить дерево, убежденный, что оно сильнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вдруг и правда сильнее?

Может быть. Значит, это будет еще одна ступенька. Еще один день, когда ты станешь еще чуть ближе к будущей победе.

Сын вздыхает. Я вижу, что он понимает, но преодолеть свой страх перед проигрышем пока не может. И это и мой проигрыш тоже. Я не могу пока научить сына проигрывать. Проигрывать достойно.

А значит, надо продумать еще одну ступеньку...

- Дась, знаешь, однажды люди поставили в аквариум к рыбкам прозрачную стенку, разделяющую аквариум на две части. Рыбки плыли на другую часть аквариума и натыкались на прозрачную стенку. Им было больно. Они бились и бились об эту стенку головой, пока не поняли: на другую сторону аквариума им нельзя. Там стена. А люди потом убрали эту прозрачную стенку. И знаешь что?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Что?

— А ничего. Рыбки как плавали по одной стороне, так и плавали. Они больше никогда не пытались заплыть на другую сторону, уверенные, что там стена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— А стены нет?

— А стены нет.

— Но зато им не больно.

— Это да. Но зато у них есть полмира. А мог бы быть весь. Весь мир аквариума.

— Так может им достаточно?

— Может и достаточно. Но согласись, что со стороны это выглядит как проигрыш: ты можешь иметь все, но имеешь лишь половину. А все из-за страха попробовать иметь всё.

— Мам, что я должен понять?

— Что отказываясь пробовать что-то из-за страха проиграть, ты не получаешь победу. Ты получаешь лишь возможность не проиграть.

Образно говоря, если ты не придешь на соревнования, в которых можешь проиграть, то ты гарантированно не получишь горечи проигрыша. Но ты и гарантированно не получишь радости победы. Можно всю жизнь избегать этих рисков и эмоций, довольствоваться половиной аквариума, но жизнь без эмоций, это как... этот как... ну, еда без специй.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

- О, я помню те пельмени, которые ты забыла посолить и кинуть лавровый лист.

- Воооот. Теоретически они же съедобные. Ты ими легко можешь утолить голод. Но тебе будет не вкусно. Так и жизнь. Можно прожить ее пресно. А можно ярко. Понимаешь...

Сын кивает. Он у меня очень умный парень.

Сегодня в боулинг идем. Сын просил...

Источник:Ольга Савельева/Фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)