Разными путями: как забота о близких превратилась в семейный бизнес

Свое дело – это необязательно тщательно выверенный бизнес-план, подсчеты и стратегия. Стать предпринимателем может даже тот, кто никогда об этом не мечтал. Вместе с Яндекс.Бизнесом мы хотим рассказать 2 истории героев, которые открыли небольшое семейное дело по зову сердца и превратили его в процветающий бизнес.
Разными путями: как забота о близких превратилась в семейный бизнес
T

Свое дело — это не обязательно тщательно выверенный бизнес-план, подсчеты и стратегия. Стать предпринимателем может даже тот, кто никогда об этом не мечтал. Вместе с Яндекс.Бизнесом мы хотим рассказать 2 истории героев, которые открыли небольшое семейное дело по зову сердца и превратили его в процветающий бизнес.

Елена Богданова

Создательница мини-отеля Mini_Bo_House и Bo.Camp глэмпинга

Все началось с дома

В какой-то момент нам с мужем просто стало мало места в квартире — мы любим шумные вечеринки и веселье. Поэтому захотелось создать большое пространство, чтобы принимать многочисленных друзей и родственников. Но скажу сразу, что дом в итоге «работал» не только для нас: уезжая летом отдыхать, мы сдавали жилье в аренду.

Чтобы начать стройку, нам пришлось взять кредит. А когда дом был закончен, мы решили наконец сделать рефинансирование. Банк одобрил рефинансирование при условии увеличения суммы кредита. Перед нами стоял выбор: оставить все как есть с повышенным процентом или уменьшить процент и получить на руки полмиллиона. Подсчитали и поняли, что продуктивнее будет последнее.То есть деньги мы бы потратили в любом случае — только в одном из вариантов был шанс сделать на них что-то еще. На него мы решили возвести маленький треугольный домик для круглогодичной аренды на заднем участке — тем более что эта земля никак не использовалась.

Хотелось для души, а не для доходов

Командой с мужем мы работаем уже очень давно. Долгое время занимались интернет-магазином домашнего текстиля, который был прибыльным и давал стабильный заработок, но мы им совсем не «горели». Хотели найти что-то особенное для души, а не для доходов. Поэтому продали магазин и достроили нашу первую мечту — мини-отель.

Многие говорят, что работать с друзьями и семьей — неблагодарное дело. Но как можно этим не наслаждаться? Любимые люди же постоянно находятся рядом. Иногда мы, конечно, спорим, но от этого работа становится только интереснее. Поругаться можем разве что о том, какого цвета будет баня или где расположить окно и дверь. Со временем мастерски научились договариваться — у нас же нет третьего человека, который мог бы принять чью-то сторону. Все финальные идеи нравятся обоим.

А наши родные — лучшая группа поддержки. Они всегда с замиранием сердца следят за нашими проектами и идеями, сильно поддерживают и помогают в реализации задумок.

Главное – хороший контакт

Продвижению наших проектов очень помог мой личный блог. Я начала вести его, когда мы только приступили к стройке загородного дома, а до этого страница была просто личным фотоальбомом.

Стали тогда активно делиться процессом стройки в социальных сетях, и людей это очень привлекло — так и набралась первая аудитория. Муж полностью контролировал ремонт и часто был главным героем моих постов — он был основным генератором контента в тот момент. Я даже специально подгоняла его на разных этапах, чтобы был материал для публикаций.

Когда задумали мини-отель, сразу начали работать с подписчиками. Собственно, они и были первыми посетителями «треугольника». Мы сделали по-умному: на этапе создания каркаса предложили читателям краудфандинговый проект. В нем они могли приобрести проживание со скидкой. В итоге продали много лотов и достроили мини-отель.

Так как Instagram является моим рабочим инструментом, он и остается главным каналом продвижения наших проектов. Большая часть бюджета уходит на рекламу и красивый визуал. На данный момент мы упорно работаем над расширением кэмпа и не планируем останавливаться, поэтому я погружена в развитие аккаунтов наших домов. Несмотря на большой опыт, мы до сих пор совершаем ошибки — это нормально.

Александра Ивлиева

Я попала в детскую тему

У меня была такая задумка: я сделаю классный садик для своей старшей дочки, а потом смогу родить малыша. Так примерно и получилось.

Вообще-то изначально я юрист, у меня серьезное образование, я должна была бы работать в крупной корпорации. Но потом у меня родилась дочка, я попала в детскую тему, и это стало мне по-настоящему интересно. А через несколько лет мы начали искать для нее сад и поняли, что нас как родителей ничего не устраивает. Я перебрала массу вариантов, кое-где даже работала и в конце концов поняла: я могу сделать не хуже. Даже лучше. Так появился «Садик-Шарик».

Это абсолютно семейное дело

У меня не было инвестиций в корпоративном смысле: я поделилась своей идеей с мужем и родителями, и они решили меня поддержать. Супруг вообще мне помогает всегда и во всем и верит в меня, кажется, даже больше, чем я сама. А родителям я представила проект как потенциальным инвесторам. И теперь это абсолютно семейное дело. Мы даже продали недвижимость, чтобы вложиться в садик.

Семья помогает не только финансово. Когда бизнес совсем маленький и только родившийся, в нем много работы и руками, и головой. Я в самом начале сама играла с детьми и даже сама мыла полы. А однажды у нас внезапно заболел повар, и нужно было как-то срочно всех накормить. Помогла мама — все с радостью ели ее котлеты и суп с фрикадельками. Понятно, что это разовая история, но как экстренная мера это было классно.

Соприкоснуться друг с другом

Я никогда не считала, что нужно как-то разделять бизнес и семью, друзей. Мы с мужем познакомились в университете — вместе учились, участвовали в студенческих конкурсах. Потом вместе работали, пока я была юристом.

Так что мне всегда хотелось проводить больше времени со своими близкими, в том числе и на работе. Некоторые говорят: «Ой, вы вместе работаете, какой кошмар!», а мне приятно разделять с семьей повседневные дела.

Муж, например, помогает мне с документами и юридическими вопросами. Основные вещи я делаю сама, но если нужен совет или помощь — это к нему. Здание садика мы возводили с нуля, мой папа приезжал на стройку, советовал, как сделать лучше. Остальные родственники тоже помогают со всякими бытовыми штуками: отвезти, привезти, заказать елку на Новый год. А мама всегда спрашивает, как дела в садике, смотрит фотографии и слушает, что я рассказываю. Это возможность лишний раз соприкоснуться друг с другом.

Купаюсь в поддержке родственников

Свое дело, безусловно, влияет на отношения с близкими: ты волей-неволей учишься принимать помощь. Я просто купаюсь в поддержке родственников, хотя сначала очень сильно переживала, хотела что-то доказать, сделать успешный проект. Сейчас я поняла и приняла тот факт, что в семье любят друг друга независимо от того, кто что делает и насколько хорошо это получается.

Так что общий универсальный совет и в семье, и в бизнесе — говорить обо всем максимально открыто. Причем имеет смысл как можно раньше прояснять свое недовольство — до того, как оно стало источником раздражения и конфликта.

Детей мы не воспитываем,
а родителей − воспитываем

Я была сопровождающим сюжетно-ролевой игры в другом саду. Предполагалось, что дети будут играть два часа в неделю со специально обученным человеком, то есть со мной. И малыши, бедные, приходили и говорили: «Наконец-то мы можем поиграть». Такой дефицит игры имеет серьезные последствия и в детстве, и дальше — его сложно восполнить, он выливается в разные проблемы с мотивацией, с обучением. В общем, я поняла, что надо сделать такой детский сад, в котором игры будет достаточно, — и сделала его.

В основном, конечно, к нам приходят осознанные родители, которые вникают в вопросы, связанные с воспитанием, и хотят максимально правильно и заботливо растить ребенка. Но иногда приходят «случайные» клиенты, которым понравилось красивое здание и молодые сотрудники. Тогда мы им мягко, но подробно объясняем, почему все устроено именно так и почему это важно. Так что детей мы не воспитываем, а родителей — воспитываем.

Рано или поздно все сады будут как наш

Наша группа — разновозрастная. Обычно в детском саду малышей делят, а у нас дети от 3 до 7 лет тусят все вместе. Это сделано специально, потому что в обычной жизни люди не собраны по возрастам.

Рано или поздно все сады будут как наш, ведь разновозрастная группа — это сплошные преимущества. Дети совсем по-другому взаимодействуют. Младшие тянутся за старшими, старшие помогают младшим, они друг с другом отлично играют, у них есть ролевые модели.

Конечно, взрослый — это все равно взрослый, у них разные физические возможности с ребенком. Но в том, что касается уважения, базовых прав человека на достоинство, доброе отношение, дети и взрослые равны. И это то, чего не хватает часто в обычных садах, где малыши воспринимаются как объекты, а воспитатели просто поставлены над ними. Каждый ребенок представляет такую же ценность, как любой взрослый. Пусть он что-то не может, ему нужно помочь вытереть попу — но это не значит, что на него можно кричать или как-то неуважительно относиться к нему.

Как не надо делать

Проект сам по себе получился очень дорогой. Например, здание под садик мы построили сами — когда-нибудь это должно окупиться. Конечно, в таком подходе были свои плюсы. Но сейчас, когда я обсуждаю этот опыт, я обычно говорю: «Ни в коем случае так не делайте!» Здание абсолютно вторично по отношению к идее, можно найти обычное помещение в аренду и делать там классные штуки. Так что теперь я знаю, как не надо делать много чего.

С поиском клиентов у нас сложно, потому что концепция сада откликается не всем родителям. Например, родители хотят, чтобы ребенок гарантированно спал днем два часа. А мы говорим, что мы против пищевого насилия и насилия сном. Мы не кормим ребенка принудительно с ложки, не укладываем его на два часа в кровать, чтобы он заснул во что бы то ни стало. И родители, которым это принципиально, редко выбирают «Садик-Шарик».

Продвижение, наверное, было моей самой большой ошибкой. Мы вообще не искали клиентов, пока не открылись, — а это, как я сейчас понимаю, совершенно неправильная стратегия. Но мне было просто страшно приглашать клиентов в садик, которого еще не существует. Поэтому мы в итоге открылись с практически пустой группой, у нас долго было действительно мало детей. В итоге в основном клиенты находят нас через сарафанное радио и районные группы в соцсетях, в Ватсапе, Фейсбуке — работают соседские сообщества.

Семейный бизнес может быть разным. Кто-то решается открыть свое дело благодаря поддержке близких, а кто-то прямо вместе с родными начинает большой и непростой путь. Кроме всех ежедневных забот предпринимательства, приходится думать еще и о привлечении клиентов в интернете.

Когда времени и сил разбираться в рекламных настройках нет, поможет Яндекс.Бизнес. Вам нужно только рассказать о своем бизнесе, остальное Яндекс.Бизнес возьмет на себя:

✓ Создаст и настроит объявления.

✓ Запустит их на площадках Яндекса и Google.

✓ А еще проследит за эффективностью и бюджетами.

С Яндекс.Бизнесом реклама будет работать без вас, пока вы занимаетесь другими важными делами.

16 +

На правах рекламы.

{"width»:1298,"column_width»:64,"columns_n»:14,"gutter»:30,"line»:20}
default
true
480
2560
true
false
true
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: Open Sans; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 25px;}"}