Безумие и самоубийства: художники и истории их муз

Красивых историй о художниках и их музах полным полно: они и вдохновляли и поддерживали гениев и как только благодаря им мир стал богаче, ведь в нем теперь есть выдающиеся картины. Но почему-то не принято рассказывать о музах, чью жизнь художники положили на алтарь искусства в буквальном смысле: эти женщины тоже вдохновляли великих, а те взамен разрушили их судьбу.
Безумие и самоубийства: художники и истории их муз

Клазина Мария Хорник, муза Ван Гога

Винсент Ван Гог мечтал о семейной жизни. В письмах к своему младшему брату Тео он часто упоминал об этом: «Мне нужна женщина, я более не могу и не хочу жить без любви», «…лучше плодить детей, нежели картины». Однако общаться художник предпочитал с проститутками, причем выбирал немолодых и некрасивых — тех, кого можно «воспитывать» (в юности художник всерьез намеревался стать священником). Однажды на улице он встретил Клазину Хорник. О своем знакомстве с ней он тоже написал брату: «Этой зимой я встретил беременную женщину, которую оставил отец ее будущего ребенка. Она бродила по улицам, пытаясь заработать на хлеб известным способом. Я нанял ее в качестве модели и работал с ней всю зиму».

Для некрасивой беременной проститутки знакомство с художником, конечно же, было спасением: по крайней мере, теперь ей было где жить. Для художника знакомство с Син (Ван Гог предпочитал называть Клазину уличным прозвищем) неожиданно стало шансом завести наконец семью.

Он принял и новорожденного ребенка Син, и ее старшую дочку. И даже тот факт, что ему пришлось три недели лечиться от гонореи, не изменил в отношении художника к Син ничего.

Винсент и Син прожили вместе полтора года. Ван Гог начал подумывать о женитьбе на Син, но сомневался — все-таки настоящей, горячей любви не было… Да и его родные начали возмущаться: жениться на проститутке? Да никогда! Немедленно брось эту кошмарную женщину! Он уже сам не понимал, чего хочет, но точно знал, что не сможет бросить Син и малышей. Но что-то кончилось, в письмах к брату он перестал называть ее по имени, писал сухое «женщина, с которой я живу».

«Оставить её — значит снова толкнуть на путь проституции, а этого та рука, которая пыталась спасти её, сделать не может…»

Однако в сентябре 1883 года, послушавшись брата, Ван Гог принял решение о разрыве отношений с Син и, расставшись с ней, покинул Гаагу.

А Син отправилась обратно на улицы, зарабатывать на жизнь привычным ремеслом. Она дожила до 54 лет и, по некоторым данным, покончила с собой. Но все же Син повезло: ее просто вышвырнули обратно на улицу, где она умела выживать. Другим музам повезло меньше.

Камилла Клодель, муза Родена

Камилла Клодель была истинным гением: девочка родилась в семье банковского клерка и дочери фермера, однако с раннего детства была очарована глиной и часами лепила из нее фигурки. Повзрослев, Камилла поступила в Академию Коларосси, где обучалась у скульптора Альфреда Буше (в то время женщинам было запрещено поступать в школы изящных искусств). В 18 лет она вместе с еще несколькими юными скульпторшами арендовала мастерскую, а в 19 познакомилась с самим Огюстом Роденом — тогда уже признанным мастером.

Через год Камилла перебралась в мастерскую Родена. Она стала его подмастерьем, его моделью, его музой и любовницей. При этом Роден вовсе не собирался прекращать свои отношения с гражданской женой Розой Бёре. Роза была крестьянкой и ничего не понимала в искусстве, но именно она кормила семью в годы безденежья, берясь за самую тяжелую и нудную работу, именно она родила Родену сына, и именно она взяла на себя обеспечение быта скульптора, а он мог творить, ни на что не отвлекаясь.

Сам Роден был уверен, что его женщины слишком разные, чтобы можно было выбрать только одну. Однако сообщить Камилле о том, что живет с Розой, скульптор не захотел.

А Камилла довольно долго ничего не знала о тайной семейной жизни своего учителя, поскольку была полностью захвачена творчеством и любовью. Камилле было около 20 лет. Огюсту Родену — 44.

Следующие 10 лет Камилла провела в мучительном ожидании: она узнала о Розе, но Роден отказался с ней расставаться. Скульптурами Камиллы восхищались, писали о них хвалебные рецензии, но покупатели никак не находились. Камилла была зависима от Родена и финансово, и эмоционально. Несколько раз она порывалась прекратить эти отношения, но Роден ее не отпускал. Наконец ей удалось сбежать от скульптора. Несколько месяцев Камилла провела в Англии, а потом вернулась и заставила Родена подписать с ней контракт: он обязуется никогда больше не нанимать учениц, а только учеников и, главное, обязуется жениться на Камилле. Соскучившийся Огюст немедленно всё подписал и перестал скрывать роман с Камиллой от общества.

Впрочем, о нем и так уже все знали. Вскоре Роден уехал вместе с Розой в путешествие на месяц, и девушка поверила, что он готов оставить Розу. Но по возвращении в Париж Роден продолжил встречаться с Камиллой в мастерской, а на ночь уходи домой, к Розе.

Камилла не выдержала. Ей было уже 30, и она не могла больше тратить время в роли любовницы и подмастерья Родена. Камилла с трудом, но все же оставила скульптора и открыла собственную мастерскую. Там она начала создавать невероятные скульптуры, быстро ее прославившие: началась череда выставок и хвалебных очерков в журналах. Камилла Клодель стала настоящей звездой.

Но всякий раз, когда перед ней открывалась возможность крупного частного или даже государственного заказа, все срывалось в последний момент. Камилла, так и не оправившаяся от депрессии после расставания с Роденом, стала подозревать, что это его месть. Роден без стеснения присваивал идеи Клодель, пока она была его ученицей, и теперь Камилла думала, что он, пользуясь своим положением, срывает ее заказы, чтобы выполнить их самому. На самом деле Камилла была талантливее своего учителя и, пожалуй, понимала это: то, чего Роден достиг после десятилетий упорного ученичества и копирования чужих скульптур, чтобы набить руку, Камилла умела словно бы от рождения, сразу.

И теперь Камилла вновь помешалась на своем бывшем учителе. Увы, теперь по‑настоящему. Она обнищала, бралась за мелкие заказы типа каминных статуэток, отказывалась выходить в свет, объясняя это тем, что ей буквально нечего надеть. Но иногда она приезжала к новой шикарной вилле Родена и часами шпионила там, надеясь его увидеть. Для чего — неизвестно.

В 1913 году младший брат Камиллы, религиозный писатель Поль Клодель, поместил ее в психиатрическую клинику. Некоторые историки полагают, что Поль, который был к тому же тоже художником, не выдержав пребывания в тени славы Камиллы, решил таким способом избавиться от сестры.

Так или иначе, но гениальная скульпторша Камилла Клодель провела в психиатрической лечебнице следующие 30 лет, пока не скончалась там же в 1943 году.

Через четыре года после заточения Камиллы в лечебницу скончался Огюст Роден. В последние годы жизни Огюст окружил себя огромным количеством любовниц, которые чуть ли не в открытую расхищали его имущество, поэтому Роден завещал все, что осталось, государству. За 10 месяцев до смерти великий скульптор все же решил жениться на своей верной Розе, но она уже была так тяжело больна, что прожила всего 25 дней после бракосочетания. Это случилось в феврале, а в ноябре от воспаления легких скончался и сам Роден.

Ольга Хохлова, муза Пикассо

Пабло Пикассо и русская балерина Ольга Хохлова встретились в 1917 году в Риме во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. Знаменитый постановщик, заметив, что Пабло ухаживает за Ольгой, предупредил: девушка из благородной семьи никогда не позволит себе закрутить роман, не будучи уверенной, что он кончится браком. Пикассо и сам заметил, что русская балерина не спешит отвечать на его ухаживания, но это только еще больше раззадорило страстного художника.

Там временем в России грянула революция, отец и братья Ольги погибли, мать с сестрой спешно уехали в Грузию. Ольга оказалась в чужой стране, отрезанной от семьи, и у нее никого не было рядом, кроме Пикассо. Ольга дала согласие на брак, и в 1918 году художник и балерина обвенчались в православной церкви в Париже. Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника и главной моделью нового, «классического» периода его творчества.

Но счастье в браке длилось недолго. Богемные приятели Пикассо осуждали художника за то, что в браке он превратился в респектабельного буржуа, и винили во всем Ольгу. Сам Пикассо, хотя вовсе и не противился уюту в доме и лоску, который жена наводила на него самого, не стремился переубедить своих приятелей. В 1921 году у Ольги и Пабло родился сын, и поначалу художник не мог нарадоваться появлению наследника. Но вскоре ему стало казаться, что жена слишком опекала младенца и слишком мало времени уделяла мужу. Кроме того, ему наскучили светские приемы, которые так любила Ольга. Раздражение он выплескивал на полотна: если раньше художник писал Ольгу в классическом стиле, то теперь он обратился к сюрреализму, всякий раз превращая портрет Ольги в портрет монстра. в конце концов он снял себе вторую квартирку этажом выше запретил заходить туда и прислуге, и жене и завел любовницу — 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Разводиться он, однако, не собирался: маска примерного семьянина очень ему льстила. Кроме того, он прекрасно понимал, что при разводе придется делить с Ольгой имущество, в том числе и картины и делать этого не собирался.

Тем временем Ольга тяжело болела — у нее всегда были гинекологические проблемы, она чувствовала себя все хуже и хуже, постоянно лежала в больницах, а Пикассо продолжал выплескивать свою ненависть к ней на полотна. Вскоре Ольга все же поняла, что у мужа есть другая. Она собрала вещи, ушла от Пикассо и подала на развод, но художник отказался его ей давать, несмотря на то что его молодая любовница к этому времени уже забеременела.

Ольга осталась одна. Любимый сын Пауло вырос и стал вести себя с ней так же раздраженно, как и отец. Гинекологические проблемы переросли в рак. Ольга, официально все еще остававшаяся мадам Пикассо, начала преследовать мужа на улицах, писать ему письма и посылать фотографии сына. Она напоминала, что они все еще муж и жена, но не получала никакого ответа. Когда Ольгу положили в больницу, она просила только об одном — позвать к ней Пабло. Но Пикассо не откликнулся на просьбу. Ольга умерла в полном одиночестве 11 февраля 1955 года. Пикассо пережил ее на 18 лет.

Источник

Фото: Getty images, ТАСС

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст