Весь дом - театр!

Как поставить домашний спектакль: сценарии от семей Озолиных и Дороховых
Игорь Мартынов

Поставить самим спектакль — это не только весело, но еще и модно. По всей стране идет настоящий бум любительских театров, и это подтверждают все новые фестивали и конкурсы, проходящие во всех уголках страны. Актерские школы для взрослых переполнены. С чем это связано? Устав от страшилок по телевизору и плохих новостей, все больше умных энергичных людей обращаются к искусству, которое уже много веков помогает сохранять свежий взгляд на жизнь, — к театру.


Говорят, что театр затягивает посильнее любого наркотика. С этим наверняка согласятся многочисленные участники Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», который в этом году собрал около ста талантливых семей. Все они заражены домашним театром и отдают ему все свободное время.


Впереди — длинные зимние каникулы, за время которых можно поставить и показать друзьям и родным даже не один спектакль, а несколько. А о том, как лучше это сделать, мы спросили профессионалов — основателей и руководителей Театрального дома «Домашний театр» режиссера Арсения Эпельбаума и актрису Ольгу Зейгер.


Чем домашний театр лучше профессионального?


Во-первых, в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.


Во-вторых, спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.


В-третьих, у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами.
В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.


Как выбирать пьесу для спектакля?


Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира"! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено.


Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!" - то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.


Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете.


Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.


Как писать сценарий?


1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По‑настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают.
2. Разбейте пьесу на несколько самых важных, узнаваемых сцен. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего.
3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника.
4. Найдите музыку. Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов.


Как репетировать?


Прежде всего должен быть один человек, который все готовит. Должен быть главный режиссер, кто точно знает, когда спектакль будет готов и как он будет выглядеть.


Этот человек может без лишней суеты приготовить все заранее, например, мама подходит к ребенку и говорит: «Можешь мне нарисовать замок принца, череп, шпагу…» Ребенку интересно и не трудно минут двадцать порисовать, а у мамы уже есть декорации для бумажного театра.


Затем мама (которая чаще всего и бывает главным режиссером) идет к папе и как бы невзначай просит его найти в Интернете какую-нибудь торжественную музыку, что-нибудь патетическое. Папа через пять минут это находит, записывает — и вот готов саундтрек спектакля.


И совершенно необязательно всех накручивать. А уж после того как все подобрано, подготовлено, музыка записана и реквизит сделан, главный режиссер принимает решение всех собрать и «одним рывком» сделать спектакль.


Как сделать сцену и зрительный зал?


Мы играем в театр. И чем больше будет атрибутики академического театра, тем лучше это будет выглядеть и тем веселее будет всем.
Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале. Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).


Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды.
И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!


Полезные адреса:
Театральный дом «Домашний театр» занимается детским и семейным театром. В детской студии опытные режиссеры и актеры каждый месяц с детьми ставят новый спектакль. А в конце месяца этот спектакль смотрят родители, друзья и родственники. Проходят и семейные мастер-классы, на которых за 2 часа готовят декорации и реквизит к спектаклю, а потом все дружно играют его.
Тел.: 8 (906) 735−7224,
сайт: www. teatr-dom.ru



Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень раду тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.


Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь».


Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей.


Семья Озолиных
Маргарита, Андрей, Илья




Маргарита и Андрей давно и серьезно увлечены театром. Маргарита в детстве занималась в знаменитой театральной студии ДК «ЗИЛ» и даже пробовала поступать в театральный институт на актерское отделение. А когда не получилось стать актрисой, пришла в профессию культорганизатора. Андрей по профессии инженер. Он пришел в ту же студию, но уже позже, во время учебы в техническом институте. Со временем Андрей получил второе образование — драматурга, стал писать пьесы, некоторые из которых уже поставлены в российских театрах. Теперь они вместе работают методистами в культурном центре «Южный» (ДК «АМО ЗИЛ») и надеются воплотить в жизнь проект «Театр для всех», в котором хотят дать шанс реализовать способности непрофессиональных драматургов, актеров, режиссеров.


«Мы занялись постановкой семейного спектакля в основном из-за сына Ильи. Он мечтает стать киноартистом, вот мы и помогаем ему приближаться к своей мечте», — говорит Маргарита. В фестивале семейных театров Озолины участвуют второй год. В прошлом году они дошли до финала со спектаклем по сказке Джанни Родари, а в этом — стали победителями.


Для постановки Озолины выбрали малоизвестную сказку Острида Пройслера «Разбойник» и написали по ней пьесу «Ничего тут не поделаешь, такие уж мы есть». Главные герои этой сказки — персонажи из немецкого фольклора Каспель и Сеппель (аналоги нашего Петрушки). Их играют Маргарита и Илья. Андрей исполняет роль полицейского и вора в одном лице. Самое сложное, по их словам, было уложиться в 10 минут, а это являлось одним из обязательных условий выступления на фестивале.
«У нас получилась политическая сатира на злобу дня, — говорит Андрей, — про полицейского, который одновременно был разбойником, и весь спектакль сам себя ловил. Тема эта сейчас острая, поэтому зрители принимали наш спектакль очень хорошо».
Репетировали они спектакль 3 недели. Больше всего боялись, что Илья растеряется на сцене, но он показал себя как настоящий артист и не забыл ни одного слова.


Семья Дороховых
Анатолий Дмитриевич, Тамара Павловна, их дети Наталья и Павел, невестка Ирина, внуки Максим и Антон




Эта большая, веселая и очень дружная семья все время живет играючи. Спектакль на фестивале семейных театров — всего лишь один из эпизодов их творческой жизни. Душа и мотор семьи — старшее поколение, Тамара Павловна и Анатолий Дмитриевич. Она — бывший преподаватель-историк, он — в прошлом электромеханик. Уехав несколько лет назад из города и став увлеченными фермерами, они все время собирают в своем доме родных, друзей, соседей. На Новый год у них — праздники с Дедом Морозом, собственный каток на пруду, на Пасху — гулянья с масками и костюмами. Да и так, без повода, собираются друзья — прочитать новые стихи, послушать, как поют Тамара Павловна и дочь Наташа, отметить дни рождения…


А на юбилей Тамары Павловны любящий муж подарил ей… театр! Он построил небольшое здание из стекла на берегу пруда, так что теперь для их спектаклей и концертов всегда есть настоящие сцена и зрительный зал.


На фестивале семья показала спектакль по трем басням Крылова — «Стрекоза и муравей», «Квартет» и «Обоз», в котором приняла участие вся семья. Анатолий Дмитриевич собственноручно сделал все декорации — целый месяц придумывал, выпиливал, красил. Тамара Павловна писала сценарий (она всю жизнь пишет и прозу, и стихи), шила костюмы и собирала всех на репетиции. «Самый талантливый артист у нас — это Максим, мой младший внук, — утверждает она. — Он просто прирожденный актер!"
Семью объединяет театр


Мнение эксперта


Владимир Науменко, актер, директор Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом»

По ходу работы над спектаклем люди имеют возможность другого взгляда и на себя, на свои достоинства и недостатки, на отношения внутри семьи. Ведь театр обладает способностью увеличительного стекла — он укрупняет и плохое, и хорошее.
Кроме того, с помощью театра родители воспитывают своих детей. Причем средствами весьма экономичными: ведь ребенок знакомится и с драматургией, и с литературой, и с музыкой, и со сценическим движением (а любое движение на сцене становится сценическим).


А еще театральное творчество объединяет семью, ведь у них появляются причины для того, чтобы собраться вместе — причем собраться не для того, чтобы поесть и выпить, а для выполнения общего дела. Именно поэтому девизом нашего фестиваля стали слова «Счастливы быть вместе».


В семейном театре главным становится не мастерство, а отношения артистов, их умение поддерживать друг друга. С другой стороны, тот контакт, который возникает на сцене, потом перемещается и в каждодневные отношения, меняя их и делая лучше.
И в этом смысле театр дополняет жизнь, а жизнь — театр.


Понравилась статья?
Узнавайте первыми о новостях звезд, лайфхаках и классных рецептах!
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст