Сказ о том, как на съемках «Годунова» вспыхнули накладные усы за 20 тысяч рублей

Сколько зрители спорили после просмотра этого сериала! Но интересное происходило не только в кадре, но и за кадром.
Сказ о том, как на съемках «Годунова» вспыхнули накладные усы за 20 тысяч рублей

Один из самых яркий сериалов последнего времени – пир для глаз. Ведь там играют Сергей Безруков (Борис Годунов), Светлана Ходченкова (Мария, жена Годунова), Сергей Маковецкий (Иван Грозный), Виктор Сухоруков (Малюта Скуратов), Андрей Мерзликин (князь Шуйский). Представляете, как весело было на съемках? Мы собрали 10 интересных историй о создании сериала.  

Годунов

Съемкам очень мешал чемпионат мира по футболу

Как рассказывала в интервью продюсер проекта Мария Ушакова, создатели «Годунова» с огромным трудом сумели собрать на площадке цвет российского кинематографа. Ведь все эти актеры постоянно заняты, и то, что они смогли одновременно освободиться для съемок в исторической драме, можно считать огромным везением.

Зато не повезло в другом. Одновременно со съемками «Годунова», которые проходили в Москве, а также во Владимирской области и Белоруссии, в нашей стране начался долгожданный чемпионат мира по футболу. И на все время его проведения в Москве и области было запрещено использование пиротехники.

Годунов

А для фильма необходимо было снимать сцены пожара и прочие эпизоды, словом, без спецэффектов никак не обойтись! Но закон есть закон, и киношники скрепя сердце отложили эти сцены до августа. С большим трудом удалось уложиться в сроки.

На актерах — парики и бороды из настоящих человеческих волос

Благодаря этому все выглядит максимально натурально. Стоимость одной «волосяной» накладки, даже по самым скромным подсчетам, составляет, как минимум, 20 тысяч рублей.

Актеров, которые появлялись в кадре с собственной «растительностью», можно пересчитать по пальцам. К таким относится, например, Анна Ковальчук (она сыграла Марию Старицкую, королеву Ливонскую). Правда, ей пришлось перекраситься в брюнетку.

Годунов

Актер Федор Лавров признавался: в бороде и усах неудобно есть

Федор Лавров сыграл в сериале своего тезку — сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича. Отвечая на вопросы журналистов, он признался: в жизни он вообще не носит никаких волос, предпочитая оставаться лысым и бритым, чтобы при необходимости можно было наложить любой грим.

А во время съемок «Годунова» ему приклеивали густую бороду и усы, и с этой растительностью приходилось ходить весь день. Самым сложным, по словам актера, было обедать в кадре — капуста застревала в бороде и усах. В промежутках же между съемками приходилось есть крошечными порциями, чайной ложечкой и очень осторожно, чтобы не испортить сложный грим.

Годунов

Ходченкова выше своего экранного мужа

Несмотря на то, что Светлана Ходченкова заметно выше Сергея Безрукова (добавьте к 10-12 сантиметрам разницы в росте еще и кокошник Светланы!), было решено ничего с этим не делать. Хотя можно было «поиграть» с ракурсами, применить киношные хитрости...

Создатели сериала просто подумали: ведь Годунов был таким же человеком, как и все. А психологам давно известно, что мужчины среднего роста обожают высоких девушек, — так же, как гиганты тяготеют к миниатюрным дамам.

Годунов

Безруков слишком маленький, а Ходченкова слишком худая для своих героев

После выхода первых серий «Годунова» в интернете разгорелись нешуточные дискуссии: насколько достоверным получился сериал, насколько исполнители главных ролей похожи на своих прототипов?

Как выглядел настоящий Борис Годунов, мы судить не можем, потому что достоверных его портретов не сохранилось. Наиболее точно, по мнению историков, внешность Годунова передает миниатюра из «Царского Титулярника». Правда, в документах говорится, что Борис был рослым человеком крепкого телосложения, чего нельзя сказать о Сергее Безрукове.

Годунов

Что же касается Светланы Ходченковой, то на барышню с таким хрупким телосложением в те времена мужчины даже не взглянули бы — худоба была не в чести, о худых девушках говорили, что они не смогут родить здоровых детей.

Маковецкого сильно «состарили»

Никто не сомневался с самого начала: Ивана Грозного должен играть только Сергей Маковецкий! Правда, пришлось повозиться с гримом, ведь царь в фильме уже старик. Каждый день процесс гримирования актера занимал три часа. Использовался сложный пластический грим.

Но результат превзошел все ожидания: Маковецкого просто невозможно узнать в этом седом старике! Что и было доказано в первый же съемочный день: хорошо знакомый с Маковецким Виктор Сухоруков не узнал его, встретив в коридоре.

Годунов

Для фильма сделали копии раритетных старинных шахмат

Герои сериала  часто принимаются за игру в шахматы. Это исторический факт – в те времена шахматы были очень популярны. Для съемок сначала привезли древние шахматы из Московского музея. Но их сняли всего пару раз. В дальнейшем решено было заменить бесценный раритет копиями костяных фигурок, сделанными для того, чтобы ненароком не испортить музейный экспонат — историческую редкость.

Годунов

Актриса Ольга Калицка забеременела после съемок постельных сцен

Так совпало, что после съемок постельных эпизодов актриса Ольга Калицка, исполнившая в сериале роль Марины Мнишек, узнала о своей беременности. С тех пор ее коллеги нередко шутили: мол, ребенок у нее — от партнера по проекту, Евгения Ткачука, сыгравшего Лжедмитрия.

Ткани для старинных русских нарядов покупали в Турции

Известно, что для съемок исторических картин необходимо всерьез озаботиться поиском и созданием подходящих костюмов. «Годунов» не стал исключением: наряды для героев шились полтора года.

Чтобы отыскать ткани, похожие на те, что использовались при дворе на Руси в XVI веке, пришлось летать в Стамбул: только там удалось приобрести нечто подобное. Для украшения одежды применялись натуральные меха, драгоценные камни, жемчуг. Как рассказывала в интервью художник по костюмам Наталья Салтыкова, некоторые костюмы для главных героев обошлись в 100 тысяч рублей. 

Годунов

После того, как съемки завершились, все это богатство отправили на хранение на специальный склад компании «Москино».

Массовки создавали компьютерной графикой

Масштабный исторический проект всегда предполагает съемки огромного количества народа в массовых сценах. Зрителю порой может показаться, что в кадре одновременно собраны тысячи людей. Но в действительности даже для самых масштабных сцен нужны были не более 150-200 человек.

Эффект толпы создавали специалисты: дорисовывали с помощью компьютерной графики.