Робот, я вас люблю! «Я создан для тебя» и ещё 7 фильмов о любви людей и роботов

Идеальных мужчин не существует, но теперь их можно создать! Том — робот-красавчик, запрограммированный угадывать и исполнять любые желания своей владелицы Альмы. Но она оказывается не так проста и предсказуема. Теперь каждому из них предстоит узнать, что значит любить и быть человеком.
Робот, я вас люблю! «Я создан для тебя» и ещё 7 фильмов о любви людей и роботов
Кадр из фильма «Я создан для тебя» / режиссер Мария Шрадер / фото пресс-службы
Рассказываем о проектах, снятых о любви андроида и человека.
Содержание статьи

«Я создан для тебя»

Поговаривают, что на Берлинском кинофестивале показывают исключительно суровый артхаус. Но в 2021 году приз за лучшую женскую роль получила актриса Марен Эггерт, героине которой в фильме «Я создан для тебя» предстояло провести три недели в обществе робота-андроида (звезда «Аббатства Даунтон» Дэн Стивенс), запрограммированного стать для нее идеальным партнером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Я создан для тебя» / режиссер Мария Шрадер
Кадр из фильма «Я создан для тебя» / режиссер Мария Шрадер
Фото пресс-службы

Теперь каждому из них предстоит узнать, что значит любить и быть человеком. Критики назвали фантастическую романтическую комедию уютной и обаятельной. Режиссер Мария Шрадер (Стефан Цвейг, Эйми и Ягуар, Никто меня не любит, В темноте, Деревенские крокодилы, сериалы Неортодоксальная, Фортитьюд). В ролях: Марен Эггерт (Эксперимент, Женщина в конце пути, Двое мужчин, две женщины – 4 проблемы?, сериал Место преступления), Дэн Стивенс (Красавица и чудовище, Зов предков, Маршалл, Гость, сериал Аббатство Даунтон), Сандра Хюллер – приз Берлинского кинофестиваля; Тони Эрдманн (Реквием, 25 км/ч).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм снят по мотивам рассказа Эммы Браславски, отмеченного в 2020 году премией Deutscher Science Fiction Preis-2020 в номинации «Лучшая повесть/рассказ». В начале октября 2021 года картина удостоена четырех премий Немецкой киноакадемии German Film Awards - немецкого аналога «Оскара». В частности, фильм получил главный приз «Золотая Лола» в номинации «Лучший полнометражный фильм». Актриса Марен Эггерт победила в категории «Лучшая исполнительница главной женской роли», а Мария Шрадер признана лучшим режиссером. Приз за лучший сценарий Мария Шрадер разделила с еще одним сценаристом ленты — Яном Шломбургом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина «Я создан для тебя» выдвинута от Германии на премию «Оскар» в номинации «Лучший международный художественный фильм» (прежде номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Постер фильма «Я создан для тебя» / режиссер Мария Шрадер
Фото пресс-службы

Вспомним и другие картины, где любовная линия с андроидом топила черствые человеческие сердца.

Нажми и смотри

«Бегущий по лезвию». Электрические мечты

Есть такой писатель-фантаст Филип Дик. И его андроиды интересовали почти всю его писательскую жизнь. Поэтому можно смело открывать статью о нем в Википедии и переходить в раздел экранизации. Хватит надолго. Но даже он не ожидал, во что Ридли Скотт превратит его рассказ про поиски самосознания у роботов. А он превратил его в «Бегущего по лезвию». Неземной красоты героиня Шон Янг не особо скрывает свое синтетическое происхождение, но в ее апгрейде есть эмоции и память, а это так по-человечески.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому безжалостный охотник на репликантов Рик Декард не поднимет руку на это совершенное создание, а сам будет готов отправиться с ней в бега. Фильм интереснее смотреть, зная факт, что Янг и Харрисон Форд с трудом переносили друг друга. Но стоило Ридли Скотту заорать: «Камера! Мотор!», как актеры оборачивали взаимную яростную нетерпимость в такую же пылкую страсть.

В 2017 году вышло продолжение истории. И хотя «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева – это больше детектив и история самоопределения, спокойно смотреть, как мучается от разбитого сердца герой Райана Гослинга, невозможно. Жалко парня, ведь единственная радость в его жизни оказалась не просто искусственным интеллектом, а вообще типовой голограммой. Никому не пожелаешь!

Нажми и смотри

«Она». Одна для всех

Впрочем, с темой персонализации того, что было создано для общественного пользования, куда эффектнее в 2013 году разобрался Спайк Джонс. Он посадил перед компьютером героя Хоакина Феникса, включил ему голос Скарлетт Йоханссон и предложил зрителям понаблюдать за тем, как развивается этот странный и абсолютно платонический роман. Хотя изысканный способ стать ближе операционная система «Саманта» все же придумает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Она» – это одна из самых ярких работ и без того неординарного актера. И это довольно безжалостный приговор человеческим грезам о том, что развитые технологии сделают нашу жизнь лучше. Комфортнее? Определенно. Но счастливее? Это вряд ли. Ведь коммунизм так и остался политической утопией, потому что человеку сложно отказаться от собственности. А уж когда речь идет о любви, представить, что тебя любят точно так же, как еще несколько миллионов человек, просто невыносимо. За стройность и последовательность выражения этой мысли Спайк Джонс получил сценарный «Оскар».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Двухсотлетний человек». О пользе вечной жизни

Редкий зритель не удержался от слезы в финале фильма «Двухсотлений человек». И сколько бы чувствительных андроидов ни показывали в кино после 1999 года, переплюнуть Робина Уильямса по трогательности изображения робота с чувствами, пока что не удалось никому. Модель NDR-114 или Эндрю с обязанностями дворецкого каким-то невообразимым способом чувствует любовь к своим владельцам, в особенности к дочери хозяина Аманде. И это чувство становится движущей силой для самой машины, чтобы из робота-функции постепенно переделывать себя в человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При всей своей технологичности «Двухсотлетний человек» – ода гуманизму. Ведь все, что делает Эндрю, казалось бы, ради себя и своих любимых людей, становится достоянием человечества, движет науку и спасает жизни. А в финале уже расчувствовавшимся зрителям задает фундаментальный вопрос: так кого считать человеком? В конце фантастической мелодрамы едва ли можно ожидать такого. Но тут начинаются титры и становится понятно, откуда в «Двухсотлетнем человеке» такая глубина смыслов: картина снята по рассказу Айзека Азимова. А имя этого писателя, равно как и его три закона робототехники, знает каждый человек и андроид в мире.

«Из машины». Сотвори себе любовь

В 2016 году «Оскар» за лучшие визуальные эффекты ожидаемо получил фильм «Из машины». Ожидаемо, потому что увидеть такой высокий уровень графики в камерном и не очень-то высокобюджетном кино – большая редкость. Но поскольку Оскар Айзек в своем загородном футуристическом особнячке создает идеальную женщину, то идеальной она должна быть каждой своей нарисованной клеточкой. Завязка сюжета проста: изобретатель нанимает программиста с лицом Донала Глиссона для проведения теста Тьюринга на очередной модели с лицом Алисии Викандер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот только, чем дальше идет тест, тем непонятнее, кого именно тут тестируют. Герой Глисона задает логичный вопрос персонажу Айзека: «Ты специально наделил ее сексуальностью, чтобы отвлекать меня?». И после этого начинается нешуточный триллер, в котором, вполне возможно, плотское желание подменяет понятие любви. Но сути этого не меняет: человеком движут чувства к андроиду, возможности которого он даже не может себе представить. Неутешительный напрашивается вывод: мы уже не на верхушке пищевой цепи. Но чтобы прийти к нему, придется пройти тест Тьюринга в компании героев «Из машины».

Нажми и смотри

«Черное зеркало». Человеку нужен человек

Интересно, что Донал Глисон чуть позже побывал и по другую сторону баррикад, сыграл андроида. В нашумевшем сериале «Черное зеркало» его человеческая плоть погибает в автокатастрофе. Но технологии позволяют скомпилировать все его профили из всех социальных сетей и вообще всего Интернета, где он, как любой современный человек, порядочно наследил. От зарождения виртуального мозга до телесного воплощения пройдет какое-то время. Но будет ли эта замена так же прекрасна, как тот, по кому отчаянно скучает героиня Хэйли Этвелл? Это серия в типичной для «Черного зеркала» радикальной форме учит зрителей прощаться даже с теми, кто был бесконечно дорог. И вновь и вновь тычет нас в ключевую ошибку нашей самопрезентации. Ведь если собирать нас по нашим портретам в социальных сетях, мы получимся до неприличия идеальными. И вот это уже совсем не по-человечески.

Нажми и смотри

P.S. Достижения отечественной киноробототехники

В отечественном кинематографе эта тема тоже востребована. Так, в фильме «(НЕ)идеальный мужчина» героиня Юлии Александровой влюбляется в чуткого и внимательного робота, сыгранного популярным певцом Егором Кридом...

Нажми и смотри