Путешествия с детьми: реальный опыт

Любые поездки – это всегда яркие впечатления и встречи, новые знания и открытия. А есть и те, кто сделал это образом жизни и готов поделиться опытом. Знакомьтесь: путешественники Юрий Подкопаев, Екатерина Орлова и их дочери Соня и Лиза.
Путешествия с детьми: реальный опыт
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путешествие + учеба = ?

Сам термин «образовательное путешествие» все чаще встречается и в СМИ, и в блогах, и даже в предложениях туристических компаний. Но за этим словосочетанием скрывается очень разное содержание: от учебных экспедиций до познавательных поездок или языковых программ. И хотя мы не раз участвовали в подобных «узкопрофильных» или комплексных выездах, наше понимание образовательного путешествия несколько иное. У нас «в активе» не одна образовательная поездка для школьников и многочисленные часы и километры самостоятельных путешествий, но при этом мы не готовы назвать себя экспертами — есть те, у кого намного больше опыта, кто значительно тщательнее готовится к каждой поездке.

Образовательное путешествие для нас — это, скорее, способ жизни, а не просто перемещение в пространстве. Наша цель — быть максимально открытыми новому, внимательными, не переставать удивляться — и замечать, как это новое дарит нам новый взгляд на мир. В этом смысле любое наше путешествие можно назвать образовательным: оно добавляет знаний, меняет картину мира, а значит, и нас самих. Мы не стремимся «коллекционировать» впечатления, просто из каждого путешествия мы возвращаемся чуть-чуть другими — и делимся опытом в нашем блоге educatravel.ru.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе с детьми

Для детей путешествия становятся еще более ценным опытом: ребенок еще только открывает мир и самого себя, исследует свои возможности. А путешествие предоставляет детям любого возраста море возможностей для развития. Главная задача родителей — поддержать детский интерес и любознательность, помочь заметить новое, «привязать» к уже имеющемуся в опыте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возраст юного путешественника не так важен, как необходимость учесть и совместить возможности и потребности каждого ребенка. Скажем, сейчас, пока наша дочь Лиза еще маленькая, мы стараемся оценивать каждый пункт маршрута с ее точки зрения: дозировать переезды и перелеты, обязательно разбавляя их паузами (хотя бы дня в три), оставлять достаточно времени для акклиматизации и адаптации, чередовать в путешествии «туристические недели» (короткие выезды в новые города и страны) с долгим (месяц-два) проживанием в одном месте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя неудачи все равно случаются: так, стартом нашей азиатской поездки мы выбрали Бангкок — и переоценили возможности Лизы: резкая смена климата и адаптационный стресс закончились ее болезнью. Но на ошибках учатся — так что мы быстренько пересмотрели все наши дальнейшие планы, разгрузив их в наиболее напряженных местах. Со всем остальным путешествием Лиза справилась отлично.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История с географией

На любое путешествие можно взглянуть с точки зрения получения новых знаний. Наверное, это немного напоминает обычные школьные уроки: можем изучить климат и природные особенности нашей географической точки, культуру, историю и этнографию, попрактиковаться в иностранном языке и межкультурной коммуникации.

Например, во время поездки в Азию наше жилье находилось неподалеку от местного зоопарка, и для маленькой Лизы (ей было полтора года) его посещение стало не только интересным, но и полезным занятием. За 2 месяца мы сходили в зоопарк 8 раз! Мы выучили названия зверей, покормили почти всех животных, наблюдали первые дни после рождения и первые недели жизни маленького бегемотика и его общение с родителями, тщательно рассмотрели кучу детенышей (в каждого потом поиграли дома), покатались на слоне и даже поближе познакомились с двумя пандами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А пару месяцев спустя первую в своей жизни развернутую историю Лиза рассказала о том, как к ней на день рождения пришли жираф, слон, бегемот и крокодил, и все вместе они танцевали и ели мороженое!

Конечно, для малыша даже такой прекрасный зоопарк вполне можно заменить знакомством с обитателями деревенского двора: коровой, козочками и цыплятами. Главное — найти время для неспешного, обстоятельного контакта ребенка с новым и интересным для него.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, стоит заранее оценить «образовательный потенциал» места, куда вы направляетесь. Так, например, история европейской культуры нагляднее всего представлена в Италии — сюда и стоит отправляться, если ребенок этим интересуется. Знакомиться с античностью удобно даже не в Греции — что, казалось бы, самое логичное, а во время путешествия по Малой Азии — вдоль Эгейского побережья нынешней Турции. Все рядом: и Эфес, и не менее впечатляющий Пергам с его Асклепионом и Акрополем, а еще Милет, Дидима и множество других. Кстати, и финансово такая поездка вполне доступна: по Турции очень удобно передвигаться рейсовыми автобусами.

Другой пример — Варшава: именно здесь можно многое узнать (и рассказать детям) о Второй мировой войне, посетить краковский Казимеж — чтобы познакомиться с историей еврейского народа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, нужно быть готовыми, что в любом месте внимание вашего ребенка или ваш исследовательский интерес могут повернуться в самую неожиданную сторону, — и идти вслед за ними кажется нам очень важным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

План или порыв?

Самыми впечатляющими и запоминающимися (и одновременно самыми сложными) для нас в путешествиях становятся моменты, когда мы вдруг отходим от первоначального плана, когда к знакомым нам по путеводителям и описаниям явлениям вдруг добавляются неожиданные детали. И именно про такие моменты мы потом еще долго вспоминаем все вместе, приговаривая: «Как же нам повезло!»

Так, например, в последнем нашем пятимесячном путешествии по Юго-Восточной Азии (Таиланд — Лаос — Малайзия) таким событием стало знакомство со студенческой жизнью Чиангмайского университета. Сначала мы регулярно наблюдали за повседневными привычками молодых людей (мы жили в университетском квартале): за их вечерними занятиями, учебными и спортивными, командными играми на берегу университетского пруда, за репетициями какого-то масштабного действа, потом видели праздник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для нашей старшей дочери Сони таким ярким событием стало участие в празднике местной школы. Так получилось, что ей довелось даже открывать этот праздник со сцены! Накануне она целый день провела с одним из классов. Ей очень хотелось посмотреть, как устроена «изнутри» тайская школа, и учительница английского языка, с которой мы познакомились, сначала пригласила Соню поприсутствовать на школьных уроках, а потом предложила участвовать в празднике. А когда Соня восхитилась тайским танцем и рассказала, что очень любит танцевать, учительница познакомила ее с преподавательницей танцев — и та организовала несколько индивидуальных занятий для нашей ошалевшей от счастья девочки. Просто так, абсолютно бесплатно!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это можно заранее запланировать? Никак. Но можно настраиваться, быть внимательными, замечать детали, пробовать новое. А еще удивляться, радоваться и благодарить судьбу и тех, чьими руками она сделала нам тот или иной подарок.

Дети и родители

Нам — как родителям и как педагогам — всегда интересны дети и их взаимоотношения с близкими. Так, за полчаса короткого перерыва в наших бесконечных прогулках по Стамбулу мы очень многое поняли про принятые здесь принципы воспитания. А все благодаря молодому папе, оживленно болтающему с компанией своих друзей, но при этом ни на секунду не упускающего из внимания своего маленького, только начавшего ходить сына. Он просто перемещался строго вслед за ребенком, чуть присев и расставив ладони — готовый подхватить, но только если это будет нужно. Такое бережное и ненавязчивое присутствие и сопровождение...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Множество подобных наблюдений и размышлений мы привезли и из Юго-Восточной Азии. Вот тайский папа на берегу моря со своими четверыми сыновьями-погодками от трех до семи лет: дети шумно возятся в песке и барахтаются в воде, и все это время папа сидит рядом, неизменно позитивен и спокоен, при этом очень внимателен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно же, мы не могли не попытаться заглянуть в ближайшие школы — и оказалось, что это совсем не сложно сделать: и нам, и старшей дочери были очень рады. Вот учитель на уроке математики в средней школе: увлеченно и ярко рассказывает новую тему, спокойно относится к тому, что не все ученики могут похвастаться прилежанием. К доске выходит мальчик — и учитель всячески поддерживает его активность, побуждая всех остальных по очереди помогать и подсказывать ему. А уж двухмесячное соседство с детским садом в Чиангмае было для нас неисчерпаемым источником не только наблюдений за системой дошкольного образования в Таиланде, но и знакомства с нормами тайского «общежития», представления о личном пространстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Советы родителям

ГОТОВЬТЕСЬ ВМЕСТЕ

Заранее сообщите ребенку, куда, когда и зачем вы планируете ехать — это позволит ему настроиться на поездку. Помогите ему принять активное участие в подготовке: изучите атласы и альбомы с репродукциями, посмотрите кино. Помогите ему сформулировать для себя вопросы, на которые можно будет искать ответы в путешествии, понять желания, которые хочется осуществить.

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

Старайтесь учитывать возможности и потребности каждого участника путешествия. Ищите компромиссы: сейчас мы идем в музей, потому что он интересен старшему, зато сразу после него мы гуляем в парке, бегаем и кормим птиц. Родители — тоже люди и имеют право на свои интересы, обсуждайте их с детьми и договаривайтесь!

СОБЛЮДАЙТЕ РИТМ

Следуйте принципу «вдох- выдох»: ритмичное чередование активных и расслабленных дней и смена видов деятельности в течение дня помогают дозировать нагрузки и впечатления, о чем легко забыть в жажде успеть побольше.

Помогайте ребенку «переваривать» впечатления

Научите детей «фильтровать» и фиксировать впечатления разными способами: можно фотографировать, зарисовывать, записывать, придумывать собственные «узелки на память» и делиться с близкими полученными эмоциями. После поездки хорошо бы создать альбом-отчет, сделать творческую презентацию или даже выставку.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые встречи

Знакомства с новыми людьми — один из самых мощных образовательных ресурсов в путешествии. Да, сегодня благодаря мобильным средствам связи и социальным сетям мир стал тесен в самом буквальном смысле. Но именно живое общение остается важнейшим источником представлений о мире. Мы часто встречаемся с другими путешественниками из разных стран, с ними легко и интересно общаться, обмениваться опытом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, в Лаосе нас поразила Анна из Швейцарии: она уже год путешествует по Азии на машине со своими тремя дочерьми (12, 9 и 7 лет). Конечно, мы много говорили о детях, о сложностях и радостях домашнего образования -ведь в этом году мы впервые попробовали обучать нашу четвероклассницу самостоятельно, заключив со школой договор о семейном обучении. А Соня бойко пыталась общаться с франкоговорящими дочерьми Анны и очень воодушевилась тем, что ее английский оказался лучше!

Но больше всего мы ценим знакомство с местными жителями. Например, в Грузии мы познакомились с таксистом Малхазом — и продолжением знакомства стала поездка по его родной Кахетии, в которой он научил нас есть арбуз с лавашом, устроил встречу с Пиросмани в музее Сигнаги. А еще бесконечные разговоры — о прошлом, о настоящем, о том, как грузины ждут, что русские будут приезжать к ним снова, о наших семьях, о повседневной жизни. Это была не единственная наша встреча в гостеприимной Грузии, но, вспоминая то путешествие, мы неизменно вспоминаем Малхаза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошлую осень мы провели в Крыму — устроили себе паузу длиной в год, воспользовавшись папиным желанием сменить место работы и маминым декретом, хотели спокойно подумать о планах, побыть с детьми, сменить ритм жизни и климат. И Крым подарил нам знакомство с Марселем! Мы искали жилье в какой-нибудь деревне Горного Крыма, оказались у него в гостях, влюбились — в место, в дом, в него самого — и остались надолго.

Очень интересными часто оказываются встречи с теми, кто уехал из России надолго или навсегда и уже успел ассимилироваться в новой среде. Таких «проводников» мы стараемся искать заранее, но бывают и неожиданности.

Случайной встрече с семьей работающего в Чиангмае астрофизика из Одессы Давида мы обязаны несколькими интереснейшими разговорами о науке и образовании в Таиланде, а еще возможностью показать Соне настоящие телескопы в университетской обсерватории на вершине священной горы Дои Сутеп. А главным событием нашего свадебного путешествия по Израилю стал день прогулок по Тель- Авиву в компании Катиной одноклассницы Ани, много лет назад уехавшей туда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Открывать мир легко!

Чтобы совершить образовательное путешествие, совсем не обязательно уезжать на другой край мира. Даже обычная прогулка по своему городу может превратиться в незабываемое приключение — стоит только захотеть.

Так, во время поездки по Лаосу мы встретили мальчика. Он беседовал с иностранцами на храмовой горе Пху Си — это популярное у туристов место. Мальчик держал в руке листочек-шпаргалку, здоровался и задавал простые вопросы: откуда вы, где еще вы были в Лаосе, что вам понравилось? Он внимательно слушал, что-то записывал, благодарил по-английски и по-лаосски, а потом выбирал следующего собеседника. С одной стороны, эта незатейливая языковая практика, первые шаги в межкультурной коммуникации, с другой — для жителя маленького городка в беднейшем Лаосе такие беседы — это отличный способ расширять свои представления о мире и о себе. Вот такое маленькое образовательное путешествие придумал какой-то местный учитель для своих любознательных учеников!