Сотрудники, управляющие коллекциями Национальных музеев Шотландии, не могут привыкнуть к чучелу «русалки» Фиджи – сколько бы лет ни проработали в музее. Но сейчас к этой страшной безделушке отношение изменилось: теперь это не просто жуткий экспонат, а настоящее секретное оружие в музейной битве #CuratorBattle, проходящей в Твиттере. В рамках этого флешмоба музеи по всему миру хвастаются самыми жуткими обитателями своих коллекций.
Старт конкурсу дал Йоркширский музей в середине апреля: это заведение выложило на своей страничке фотографию пучка волос, удерживаемого парой булавок, найденного в могиле римской женщины третьего или четвертого века.
MUSEUMS ASSEMBLE! It's time for #CURATORBATTLE!
— Yorkshire Museum (@YorkshireMuseum) April 17, 2020
Today's theme, chosen by you, is #CreepiestObject!
We're kicking things off with this 3rd/4th century hair bun from the burial of a #Roman lady, still with the jet pins in place...
CAN YOU BEAT IT? pic.twitter.com/ntPiXDuM6v
«ВЫ СМОЖЕТЕ ПОБЕДИТЬ ЭТО?» — написал капслоком один из сотрудников музея в твиттер-аккаунте учреждения.
Вызов немедленно был принят, и в ветке комментариев вскоре стали появляться фотографии по-настоящему страшных экспонатов: изношенная маска чумного доктора XVII или XVIII века с клювом из Немецкого исторического музея в Берлине; раздутая «рыбка-зомби» из музея Бексхилл в Восточном Суссексе; железная маска, предназначенная для публичного унижения и демонстрирующая жуткую кривую ухмылку, из Королевского оружейного музея в Лидсе.
Thanks for thinking of us @HottyCouture and wow, will we be having nightmares tonight with all these #CreepiestObject|s ! Here is the one we just can't hide from you, one of our many creepy gems – our Plague Mask (1650/1750)! #curatorbattle pic.twitter.com/JrMjqAJSIM
— Deutsches Historisches Museum (@DHMBerlin) April 17, 2020
От всех этих артефактов волосы буквально встают дыбом, но, что самое главное – экспонаты вызывают больше вопросов, чем ответов. Так, куратор из музея Питт-Риверс в Оксфорде прислал забитое гвоздями овечье сердце, предназначенное для ношения в качестве ожерелья, способное «разрушить злые чары». Музей Эшмола представил кулон, вырезанный так, чтобы отображать обвисшее лицо мертвеца с одной стороны и гниющий череп с извивающийся червями с другой.
Sheep's heart stuck with pins and nails and strung on a loop of cord. Made in South Devon, circa 1911, «for breaking evil spells», @Pitt_Rivers collections #CreepiestObject #CuratorBattle pic.twitter.com/z5vdCFCU4S
— Dan Hicks (@profdanhicks) April 17, 2020
Кураторы Коллекции оберегов Кларка повысили ставку, добавив еще украшения ужасной формы: кусочки человеческих костей и зубов. В двух материалах команда продемонстрировала косточку пальца Homo sapiens, талисман на удачу в азартных играх, а часть челюсти мертвеца, которую вешали на шею ребенка, чтобы облегчить процесс прорезывания зубов.
There's some freaky stuff in the Clarke Charms Collection. Here's a human finger bone used by a gambler to bring good luck... #CURATORBATTLE#CreepiestObject pic.twitter.com/jQvHwZCTh8
— SMT Collections Team (@SMT_Collections) April 17, 2020
STEP ASIDE ALL.
— York Castle Museum (@YorkCastle) April 17, 2020
These are hand-made models of figures playing cards and of gold miners hauling gold nuggets to the surface. BUT the figures are made from crab’s legs and claws... Typical Victorians, they loved weird/creepy stuff. #CreepiestObject pic.twitter.com/A5NHiPGnVh
«Типичные викторианцы», — написали в Твиттере. «Они любили странные / жуткие вещи».
А Клара Молина Санчес, руководитель отдела в Музее Исторической среды Шотландии, вывесила изображение барабанной перепонки кита, раскрашенной так, чтобы напоминать искаженное человеческое лицо.
This is one of my favourite objects from @HistEnvScot Collections — a painted whale eardrum. Fascinating and highly disturbing! #CreepiestObject #Curatorbattle
— Clara Molina Sanchez (@CMolinaSanchez) April 17, 2020
More info https://t.co/SIyqgmP2IG pic.twitter.com/HWCkyP3Qex
Но самыми пугающими, пожалуй, были изображения детских игрушек и кукол. Так, куратор из Канадского музея острова Принца Эдуарда прислал «проклятую» детскую игрушку по имени «Вилли», обнаруженную в стенах 155-летнего особняка.
Bringin’ our A-game for this #CURATORBATTLE! What is it? Just a CURSED CHILDREN’S TOY that we found inside the walls of a 155-year-old mansion. We call it “Wheelie” — and it MOVES ON ITS OWN: Staff put it in one place and find it in another spot later on.... #Creepiestobject pic.twitter.com/FQzMzacr8a
— PEI Museum (@PEIMuseum) April 17, 2020
«Оно может двигаться само», — написали в Твиттере. — «Сотрудники кладут его в одно место, а позже находят в другом...»
Достойными соперниками игрушки стали фрагменты бестелесных разбитых кукол с выпавшими стеклянными глазками из музея Эгама в Англии; медведь с жуткими красными глазами, который пьет из чашки, и подушечка для булавок, сделанная в виде стручка гороха со вклеенными крошечными детскими головками.
@RedHeadedAli how can we ignore such a call to arms?
— Norwich Castle (@NorwichCastle) April 17, 2020
This particular item has caused a few nightmares for our followers this week.
Our #CreepiestObject is...this pincushion! Complete with tiny children's heads. You're welcome, Twitter.#CURATORBATTLE pic.twitter.com/0YdmCE5dYD
Еще один претендент на победу — русалка из Национального музея Шотландии. В серии твитов сотрудники музея писали, что эти ужасные чучела можно встретить во многих коллекциях во всем мире (но менее странными они от этого не становятся). Вместо того, чтобы изобразить какое-то известное существо, авторы часто делали игрушки максимально жуткими: например, пришивали к телу рыбы обезьянью голову.
Our #CreepiestObject has to be this ‘mermaid’... #CURATORBATTLE #TroublingTaxidermy pic.twitter.com/GMSosyuqIX
— Natural Sciences NMS (@NatSciNMS) April 17, 2020
Вскоре после того, как большинство музеев закрылись для посещений из-за карантина, Йоркширский музей стал еженедельно проводить конкурсы разного рода экспонатов – и это стало новой возможностью для привлечения внимания как потенциальных посетителей (в будущем), так и партнеров. Кроме того, это позволяет показывать хотя бы небольшую часть экспонатов посетителям, которые пока не могут попасть в музей, так сказать, вживую.
Сотрудники музеев, участвующим в жутком соревновании, очень надеются, что их экспонаты никого по-настоящему не напугали, и что все зрители с удовольствием вернутся в музеи, когда это снова станет безопасно.