Витамины культурного роста

Поход в музей — занятие вовсе не скучное. Научите ребенка воспринимать прекрасное с удовольствием.
d.baranov

Когда-то само слово «музей» ассоциировалось у нас с тишиной, строгими экскурсоводами и запыленными экспонатами. Подвижного ребенка было сложно затащить туда даже во время учебы, не говоря уже о выходных. К счастью, музеи меняются — становятся интерактивными, а значит, теперь там можно бегать, играть и даже держать в руках экспонаты!

Всем нам примерно известно, как надо растить детей. Мы заботимся о том, чтобы у них было правильное питание, регулярно выводим на прогулку, приучаем чистить зубы и умываться. Мы объясняем им, что обижать слабых нехорошо, что надо быть добрыми и честными. Но, когда нам хочется освободить для себя пару часов, мы не задумываясь включаем видео или ТВ и с облегчением выходим из комнаты. Ура! Ребенок «нейтрализован», остальное нас не волнует. И, между прочим, напрасно!

Почему музеи необходимы

Наши дети живут в достаточно агрессивной среде. Читая примитивные комиксы, просматривая по десять раз наспех переведенные сборники мультфильмов, ребенок привыкает к убогому придуманному мирку, где нет ни личностей, ни настоящих переживаний. От агрессивной массовой культуры, которая полностью заполонила сегодня российский рынок, ребенка следует защищать и оберегать, особенно в раннем возрасте.

Если мы говорим о культурном воспитании, первое, что приходит на ум, — музей. Музей — это настоящий символ культуры, но, что удивительно, при этом — символ скуки и ветхозаветности. Возможно, виной тому своеобразная атмосфера большинства музеев: тишина, порой топот многочисленных ног, монотонные голоса экскурсоводов. Нельзя побегать? Пахнет пылью? Впрочем, все это тоже можно полюбить, если воспринимать музей как источник новой информации и полезной энергетики. Да и многие музеи становятся современными, интерактивными, а значит, можно побегать и даже подержать в руках уникальные экспонаты!

Посещать музеи можно, когда ребенок научился ходить и при этом смотреть по сторонам. Во многих музеях существуют детские экскурсионные программы и даже занятия для самых маленьких. Выбор музеев огромен — в Москве, например, их 438! Исторические, естественнонаучные, технические, художественные, музыкальные, литературные — выбирайте, что ближе вашему ребенку!

История

  • Московский Кремль, тел.: 203−03−49; http://www.kreml.ru/
  • Исторический музей, тел.: 292−37−31; http://www.shm.ru/
  • Музей истории города Москвы, тел.: 924−84−90; http://www.museum.ru/moscow/
  • Музей археологии Москвы, тел.: 292−16−64;
  • Центральный музей Великой Отечественной войны, тел.: 142−41−85
  • Панорама «Бородинская битва», тел.: 148−19−27; http://www.museum.ru/borodino/
    Если ребенок любит историю, вам просто необходимо посетить «Бородинскую битву"! «Панорама» в переводе с греческого — «вижу все вокруг». И действительно, вы как бы переноситесь на двести лет назад и оказываетесь в центре Бородинского сражения — бьют барабаны, кричат солдаты, звучит композиция П.И. Чайковского «1812 год». Панорама была создана известным художником — баталистом Ф. Рубо. Длина полотна — 115 метров, высота — 15 метров. Экспозиция музея подробно рассказывает о событиях Отечественной войны до и после Бородинской битвы, об обмундировании и вооружении русской и французской армий. Для самых маленьких любителей истории — специальная интерактивная программа «Защитим свою державу», где ребята становятся участниками настоящего исторического спектакля: переодеваются в красивые мундиры — кто-то будет лихим гусаром, а кому-то достанется роль храброго гренадера. А если у ребенка есть литературные способности, то ему предложат сочинить сказку о приключениях русского солдата.

Искусство

  • Третьяковская галерея (в Лаврушинском переулке), тел.: 951−13−62; www.tretyakov.ru/
  • Третьяковская галерея (на Крымском Валу), тел.: 238−13−78
  • Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, тел.: 203−74−12; http://www.museum.ru/gmii/
    Дом-музей В. Васнецова, тел.: 281−13−29
  • Московский дом фотографии, тел.: 202−76−12; http://www.mdf.ru/
  • Музей искусства народов Востока, тел.: 291−82−19; http://www.orientalart.ru/
  • Музей декоративно-прикладного и народного искусства, тел.: 921−01−39
  • Музей уникальных кукол, тел.: 299−93−85
    В самом центре Москвы хранятся неповторимые творения кукольных мастеров прошлых столетий. Девочек, причем любого возраста, легче туда завести, чем вывести! Две с половиной тысячи кукол — старинные фарфоровые, восковые и деревянные, — разнообразные предметы быта, украшения, посуда, кукольные дома и, точно передающие традиции своего времени. Представлены и уникальные экспонаты, среди них «модные дамы» — куклы в изысканных нарядах, демонстрирующие моду второй половины XIX века и музыкальные куклы, приводимые старинным механизмом в движение под мелодичную музыку. А тех, кто любит сказку «Три толстяка», ждет приятная встреча с куклой наследника Тутти. Каждая кукла хранит свою неповторимую историю. После Малой Дмитровки ближайший музей такого рода — в Лондоне.

Наука и естествознание

  • Биологический музей им. К.А. Тимирязева, тел.: 252−07−49; http://www.gbmt.ru/
  • Зоологический музей МГУ, тел.: 203−89−23; http://zmmu.msu.ru/
  • Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, тел.: 339−15−00; http://www.paleo.ru/museum/index.html
  • Дарвиновский музей, тел.: 135−33−82; http://www.darwin.museum.ru/
    Дарвиновский — один из самых популярных музеев Москвы среди детей. Особенно понравится он юным любителям природы. Великолепные чучела животных, весы, на которых можно измерить свой вес в мышах или медведях, множество картин и скульптур… Большинство животных показано в своей естественной среде обитания, среди собратьев по джунглям или саваннам, в окружении любимых лиан или мхов. А в глубины морские можно «погрузиться» на батискафе, глядя через иллюминатор на стада рыб или осьминогов. Просторные залы способны справиться с очень большим потоком посетителей. В каждом зале — компьютеры, где можно получить информацию не только по экспозиции музея, но и о крупнейших музеях мира. Но главное, что привлекает детей, — музей очень «живой». Здесь постоянно появляется что-то новое. Одна из последних новинок — свето-видеомузыкальная экспозиция, подобно которой нет ни в одном музее Европы. Раз в день по будням и три раза по выходным в центральном зале гасят свет — и начинается трансляция 20-минутного фильма по истории развития жизни на Земле. Еще одно из новшеств — так называемые «бумажные гиды». Школьники, не желающие слушать нотации экскурсовода, могут приобрести специальные брошюрки-путеводители. Разглядывая витрины, юный посетитель параллельно читает краткое пояснение и отвечает на предложенные в книжечке вопросы.

Техника

  • Политехнический музей, тел.: 923−07−56; Интернет сайт http://www.polymus.ru
  • Мемориальный музей космонавтики, тел.: 283−79−14
  • Музей железной дороги, тел.: 266−04−69
  • Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов, тел.: 113−20−53
    Особенно будет интересен мальчикам и их папам. Исторические старинные автомобили, мотоциклы и велосипеды, сотни мелких экспонатов в витринах, старинные инструменты, одежда, целая коллекция авторадиоприемников, а на открытой площадке перед музеем — старинные грузовики и броневики! Автомобили из коллекции снимались в известных кинофильмах «Мы из Джаза», «Операция-кооперация», «Здравствуйте! Я ваша тетя!". Есть в музее и уникальные экспонаты: «Мерседес» ручной сборки, который Гитлер подарил Еве Браун, единственный на планете уцелевший мотоцикл «Пежо» 1914 года выпуска, сохранившийся чудесным образом в родной изумрудной краске ЗиС-310, который Сталин подарил Алексию I. Специалисты называют именно эту машину «Царь-автомобиль».
    Экскурсию проводит сам директор музея Дмитрий Ломакин. При музее работает подростковый клуб «Юные следопыты автомотостарины», где ребят обучают азам реставрационного искусства.

Музыка

  • Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, тел.: 972−32−37; http://www.museum.ru/glinka/
  • Музей русской гармоники им. А. Мирека, тел.: 251−67−30
    В музее А. Мирека — увлекательное путешествие в мир музыки! Музей рассказывает об истории язычковых инструментов: гармошки, баяна, аккордеона. Уникальные документы, фотографии, награды, афиши, учебные пособия дополняют и расширяют представление об истории производства и бытования гармоники в России.
    На экскурсии ребята во главе с экскурсоводом танцуют под звуки самой маленькой гармошки-черепашки, баяна и гудочка. В большом зале музея располагается гармонная мастерская со столетними дрелями и отвертками. А по соседству — зал, где можно послушать редкие записи в исполнении известных гармонистов.

Музеи для самых маленьких

  • Музей Буратино-Пиноккио, тел.: 164−05−76
  • Музей «Уголок дедушки Дурова», тел.: 971−30−29; http://www.ugolokdurova.ru/museum.html
  • Дом сказок «Жили-были», тел.: 974−61−87
  • Интерактивный музей «Волшебный букварь», тел.: 148−34−45
    «Волшебный букварь» — это образовательный, художественный, интерактивный музей для детей от 2 до 7 лет. Его главные герои — буквы. Они представлены в самых разных обличьях — в виде замков, кукол, костюмов и даже ароматов, например буква «В» пахнет ванилью! Собрана самая большая в Москве коллекция букварей и азбук: старинные, национальные, зарубежные. На почетном месте — знаменитая «Азбука Льва Толстого», а экспозиция, разместившаяся рядом, рассказывает о том, как учились дети в старину: коллекция старинных письменных принадлежностей, школьная мода XIX—XX вв.еков. А в разделе «Начинаю я читать» в игровой форме проходят занятия для детей. Букварь Букварич, Кот ученый и Фея Азбуки учат ребят читать. Мамам и папам будет интересна коллекция развивающих игр для обучения чтению, а также книжная выставка «Буки-бяки» — некачественные и просто вредные для детей книги.
    Путешествие по музею заканчивается театральным представлением.

Театр, кино, литература

  • Государственный музей детских театров, тел.: 289−15−54
  • Музей кино: 255−90−57
  • Дом-музей Н.Е. Ермоловой: 290−54−16
  • Театральный музей им. А.А. Бахрушина
  • Музей В.В. Маяковского, тел.: 921−93−87
  • Музей А.С. Пушкина, тел.: 201−56−74

Как научить ребенка воспринимать прекрасное

  • Почаще водите детей в театр, начиная со спектаклей для самых маленьких.
  • Читайте детям вслух хорошую детскую литературу (можно продолжать домашние чтения, даже если ребенок уже научился хорошо читать сам).
  • Обсуждайте с ребенком детские телепередачи и фильмы.
  • Старайтесь брать детей в музеи, на выставки и экскурсии, даже если вам будет с ними хлопотно.
  • Не говорите ребенку: тебе это будет непонятно и неинтересно — этим вы невольно программируете его. Ваш ребенок обязательно обнаружит что-то новое и увлекательное лично для себя.
  • Ходите в музеи компанией (родители+дети). Пусть дети бродят по музею сами, а впечатлениями будете делиться позже — дома.
  • Обязательно сходите в буфет в перерыве осмотра экспозиции или потом (если нет буфета в музее, посетите с детьми кафе). Это поможет закрепить положительные эмоции!
  • Будьте справедливы и критичны. Восхищайтесь понравившимся музеем и ругайте тот, что не понравился. Объясняйте, почему вы так думаете. Главное — поддерживать интерес к этой теме.
  • Не навязывайте ребенку свои вкусы и интересы, будьте чутки к его настроению.
  • Старайтесь даже на курортном отдыхе объездить все достопримечательности. В каждом городе (или его окрестностях) существует масса всего интересного.
  • Покупайте иллюстрированные книги по искусству, просматривайте и обсуждайте их вместе с ребенком.
  • Посетите сайт www.museum.ru и вместе с ребенком подивитесь, какие в мире существуют музеи.

Читайте также:

— Домашняя работа: чему можно научиться дома

— Выбор школы: куда ведет дорога знаний?

— Дети в сети

Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст