«То, чем занимаются некоторые российские школы, очень похоже на травлю родителей»

Психолог Анастасия Рубцова уже несколько лет живет в Чехии. Иногда на своей странице в фэйсбуке она рассказывает, как устроено там образование. В этом году ее дочь пошла во второй класс. И вот несколько наблюдений, которые сделала Анастасия, попрощавшись с ней в школьном дворе.
«То, чем занимаются некоторые российские школы, очень похоже на травлю родителей»

Отвела Улясика в школу. Никакой праздничной линейки, школьное крыльцо просто всосало ее — вместе с модными кроссовками и модной майкой (почти как у настоящих подростков), с портфелем и ланчбоксом.

Чувствую себя, как будто проводила ее на вокзал. Теперь весь год школа будет ее дом, а мне туда хода нет — буквально, родителей в Праге не пускают даже в гардероб, если это не родители первоклашек.

В прошлом году, кажется, мы встречались с учительницей дважды — был пикник на школьном дворе и одно родительское собрание. Иногда в электронном журнале появлялись записки — дети идут в театр, оденьте их понаряднее, или дети идут в музей, не нужно брать с собой учебники. Ну и плюс ведомости с оценками.

Школа весь год задавала ритм, забирая Улясика в 8 утра и отдавая уже вечером. Школа кормила, развлекала кружками и секциями, школа водила на охоту за каштанами, ссорила и мирила с девочками, и втайне от родителей несколько раз накормила киндер-сюрпризами. На деньги из школьного фонда.

И сейчас я хоть и взволнованно стою на вокзале, и машу косынкой, но радуюсь, потому что ритм и предсказуемость школьной жизни — это, черт возьми, удобно. Мы с Улясиком обе скучали по школе в каникулы.

Но мне немного неловко писать об этом, потому что вся моя френдлента, все мои любимые подружки, чьи дети идут в первый класс, в третий, в пятый — все рыдают и проклинают школу.

В которой нет ни ритма, ни предсказуемости, а есть истерики в родительских чатиках, шизофренические требования к клеточкам в тетрадях, бесконечные презентации, которые почему-то ночами делают родители.

И есть классные руководители, которые всерьез говорят: «Это не ваш ребенок поступил в школу, это вы поступили в школу. Настраивайтесь, что о себе надо забыть на ближайшие десять лет, первым делом уроки».

Сейчас очень модно говорить о травле и буллинге. Так вот, то, чем занимаются некоторые российские школы, мне кажется, очень похоже на травлю родителей.

Интерес этих школ в том, чтобы полностью спихнуть ответственность за учебу ребенка на родителя. При этом контроль оставить себе. И в любом сомнительном случае немедленно кричать «почему вы не проследили», «это ваша ответственность» и «сделайте что-нибудь со своим ребенком».

Это абсолютно манипулятивная схема. Нет четких критериев, что ребенок должен, а чего не должен. Правила все время меняются, спускаются сверху новые, запутываются старые… В этой схеме родитель в принципе не может угодить школе-манипулятору и вечно кругом виноват.

И понятно, почему родители (и дети) в сентябре возвращаются туда, как в тюрьму. Те самые родители, которые не пойми с какого хрена должны тратить каждый день кучу часов своей жизни на выполнение работы учителя. Чтобы потом учитель с претензией сказал «я не вижу, чтобы вы старались».

И дети, которым каждый день дают понять, что они, бестолочи, сами не способны выполнить школьные задания. Только силами раздраженного и уставшего родителя.

Таким образом эффективно прокачивается то, что называется выученной беспомощностью — у тех и у других.

Тревога взлетает до небес, нервозность зашкаливает, родитель срывается на ребенке, а ребенок, если может, на родителе. Потому что школе предъявить как будто нечего, да и небезопасно.

Не верила, что когда-нибудь скажу такое, но в каком-то смысле современные российские школы даже советские переплюнули.

Потому что советские школы хотя бы знали, кого они лепят — советского гражданина, винтик системы. У них была задача, был свой набор инструментов (часть из них были пыточные). И от ответственности они не отказывались. А российские школы (некоторые) инструменты частично взяли, ответственность брезгливо отодвинули, и к тому же совершенно непонятно, кого и для чего они теперь готовят.

И если говорить о конкретных людях — учителях, директорах, чиновниках от образования, то они тоже в ловушке. «Взять ответственность» для них значит подписаться на выполнение невыполнимых правил ради туманной цели. Они и не берут.

Им за нее не платят. Пусть лучше родители. Это же их дети.

Однако можно обмануть себя и друг друга, но нельзя заставить ехать телегу без колес. У кого ответственность, у того и власть, и по-другому в жизни не работает. Кто говорит «сделайте что-нибудь со своим ребенком», тот теряет и право контроля. Сделаем, устало говорят родители. Но если уж мы сами делаем, ценой своего времени и денег на репетиторов, так уйдите, ради бога, из нашей жизни, и закройте за собой дверь покрепче.

Школьная телега в итоге никуда не едет, а только бесконечно больно прищемляет всех, и родителей, и детей, и учителей тоже. Но, если честно называть это травлей родителей, то хотя бы понятно, почему всем так плохо. И что никто ни в чем не виноват, ни родители, ни дети.

И мы, слава богу, взрослые люди, а значит, можем постепенно отползти в сторону и хотя бы начать называть вещи своими именами. Понимая, что родитель и ребенок не враги, не уроды недоделанные, они на одной стороне. Оба самым унизительным образом прищемлены этой школьной телегой.

Но хотя бы друг дружку сдавать не надо.

Ну, как говорится, с новым годом.

Источник: Анастасия Рубцова/Фейсбук

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст