Спасибо, дистант! Чему ваши дети научились, благодаря учебе из дома

Когда волна негатива по поводу дистанта, кажется, достигла максимума, мы решили провести мониторинг родительских чатов, а также создали небольшой опрос родителей на тему – в каких случаях дистанционное образование дало положительные результаты. И вот что получилось в итоге.
Спасибо, дистант! Чему ваши дети научились, благодаря учебе из дома
Татьяна Яблонская «Дома за книгой»

Дистанционное образование – горячая тема для родителей. Раскалены классные чаты, посты в соцсетях на эту тему собирают сотни комментариев. Большинство – против такой формы обучения, она действительно крайне сложна как для детей, так для родителей и педагогов. Трудно всем. Но мы постарались выделить те аспекты, которые можно отнести к явным плюсам. Опросили наших читателей, друзей и коллег, прочли пост в Facebook главного редактора портала «Правмир» Анны Даниловой, который собрал огромное количество откликов и сделали обзор мнений со знаком плюс. Повторяем – это не аналитика, не объективный анализ, а просто те моменты трудного времени, которым мы можем порадоваться. 

«Можно попасть на занятия в те кружки, куда всегда хотелось»

Многие организации дополнительного образования перестроили свою работу, появилось множество онлайн-курсов, интересных образовательных стартапов, с которыми учиться действительно интересно.

Лариса К, мама ученика 9 класса: «У нас появилась возможность кроме учёбы заниматься в онлайн-школах МГУ и участвовать в «Субботах московского школьника». В обычной жизни это потребовало бы трёхразового посещения, поездок после школы через всю Москву».

Анна Данилова, главный редактор портала «Правмир», преподаватель, фотограф: «Именно благодаря дистанту появилось огромное количество кружков и секций, на которые мы мечтали ходить и не могли, потому что их не было рядом. Мышематика, маткласс, вокал, сценическая речь, занятия по истории искусств, программирование — все эти предметы в прошлом году были нам недоступны, потому что нереально возить одного из пятерых детей через всю Москву 2 раза в день. А в этом году все в ноутбуке и все преподаватели освоили формат. И стоят эти занятия дешевле, чем очные. Например, вокал у нас очно стоит дороже, чем я могу  платить, а по скайпу – вполне хорошо. И да, это очень эффективные занятия, когда Наташа пришла в сентябре в актерскую студию, ее ОЧЕНЬ хвалили за пение, а она занималась только онлайн».

Мы многое поняли про учителей

...Причем как хорошего, так и плохого. Работа в онлайн-режиме для учителей крайне сложна, нагрузка увеличилась в разы. Но дистант, как ни странно, ближе познакомил педагогов с родителями. Так или иначе, родителям всегда видно (слышно), как ведутся уроки, как происходит взаимодействие ребенка с педагогом, насколько он способен увлечь и мотивировать, да и вообще – насколько он компетентен. «Мне стало понятно теперь, кто из учителей занимается делом, а кто работает для галочки», – говорит папа второклассника Артема.

«Сын стал понимать отношения учителей к процессу: кто-то дает детям обратную связь, а кто-то нет. Кто-то ограничивается онлайн-уроками, а кто-то выкладывает материалы, тесты, ссылки-обьяснения», – это отзыв Светланы, мамы 8-классника.

Дарья Д., мама ученицы 10 класса: «Мы живём далеко, поэтому огромный плюс — не тратим на такси (водителя)».

Ольга К., дочь в 9 классе: «Мы живем за городом, здесь ребенок лучше высыпается и легче встает».

Нина Ф., мама ученица 8 класса: «Не надо рано вставать, чтобы успеть к школьному автобусу, нет необходимости и рано ложиться, получается + 2 часа к рабочему дню ребёнка».

Константин Савицкий "Мечты"
Константин Савицкий "Мечты"

Ребенок стал смелее

Скрываясь за «щитом» монитора, некоторые дети, которым непросто даются выступления перед классом, почувствовали себя иначе в онлайн-пространстве урока, они стали смелее высказываться, активнее вести себя на уроке.

«Ребёнок стал увереннее в себе» – это отмечают многие родители.

Анна М., мама 10-классника: «Я замечаю, что ребенку, находясь дома, в привычной обстановке, легче отвечать перед классом. Он стал менее стеснительным».

Дарья Д., мама ученицы 10 класса: «Именно на дистанте ребёнок решился на участие в ВОШ, до этого боялась...»

Мария К., педагог: «Я, как учитель, по‑новому посмотрела на тех ребят, которые в классе стеснительны, немногословны, некоторые из них на дистанте стали счастливее, раскованнее, я увидела по ту сторону экрана их улыбку, которую в классе вижу редко, и работать стали несколько активнее. У других, у кого в коллективе трудности с саморегуляцией, повышенная возбудимость, увидела полное отсутствие внимания на дистанте – это был хороший диагностический момент для семьи, но не все, конечно, сделают выводы».

Есть плюсы в дистанционном обучении, на ваш взгляд?
Да, есть
Нет, сплошные минуты

Есть время разобраться

Денис Куксов "За уроком"
Денис Куксов "За уроком"

Тем детям, которые не могут «схватывать на лету», оказалось проще разобраться в теме урока не торопясь, с возможностью вернуться к презентации и вникнуть в суть темы.

Анна Данилова: «У Захара в школе (пятый класс – прим.ред.) сложная математика и он с удивлением понял, что ему намного понятнее система – сам прочитал и сам сделал упражнения. Проще, чем школьная математика с объяснениями. Я не удивлена – я именно так и выучила в свое время математику (на твердую медальную пятерку, хотя особых способностей у меня к ней нет).

Мы выявили глупейшие ошибки и пробелы. Например, сын считал, что «Повести Белкина» написал некто Белкин...

Екатерина Д., мама сыновей (5 и 7 класс): «Я выявила и обезвредила глупейшие пробелы ребенка. Поняла, что учителям это не интересно (или не хватает времени), детям просто тупо ставят двойки. Например сын не понимал, что 3х – это три умножить на икс, и просто ненавидел уравнения. Или был уверен, что слово Сибирь – мужского рода, поэтому писал «пол-Сибиря».  А «Повести Белкина» написал некто Белкин...»

Анна Г., мама 10-классницы: «Навыки работы на компьютере в плюс! Дети точно прокачали знания в этой области».

Владимир Маковский  "За чаем".
Владимир Маковский "За чаем".

Так легче сохранить самоизоляцию

Не смотря на то, что ученики начальной и средней школы посещают занятия очно, многие родители не вернулись в школу 1 сентября или ушли на домашнее обучение по собственному желанию.

Николай Летягин, папа учеников 5 и 7 класса: «Летом у нас родилась дочь и мы переехали на дачу. Возвращение в город и в школу нас пугало, потому что заразиться Covid-19 родителям грудного ребенка – это настоящее испытание, подвергать ему семью добровольно совсем не хочется».

Анна Данилова:  «Первоклассницу Наташу учу я, пятиклассник Захар — на гибридной форме школы и интернет-урока. Мы приняли такое решение вынужденно, я сама не очень боюсь ковида, но если с нами – старшими – что-то случится, например, одновременная госпитализация, нам просто ФИЗИЧЕСКИ некому отдать детей – особенно младших, которые горько рыдают при виде любого постороннего человека (ну а кто знает, как «просто» найти временную няню в ковидный дом, тот понимает).

Светлана Т: «Дистант – это реально единственный способ хоть немного остановить пандемию. Ибо она есть. И много болеющих тяжело и с осложнениями...»

Иван Крамской  "Книги одолели"
Иван Крамской "Книги одолели"

Они начали читать!

Анна Данилова: «За это время мои дети прекрасно расчитались. Захар – человек с дислексией и дисграфией в анамнезе – читает томами, Наташа – тоже».

Алина Ш., мама 9-классника и 7-классницы: «Мы опасались, что дети все время будут проводить в компьютере, поэтому стали заказывать новые детские книги. Я сама открыла для себя много новых интересных авторов. Когда привлекаешь детей к выбору, они потом с большим интересом ждут доставку книг».

Тайм-менеджмент в действии!

Евгения Ш, мама ученица 11 класса: «Дочь стала сама распределять своё время, тратить на прохождение темы столько времени, сколько ей необходимо. Если что-то непонятно, или что-то интересно, она  ищет дополнительные источники информации. Как ни странно, но в школе это не работает, потому что уже приходит усталая. Кроме того, она сама научилась выстраивать свой график, планировать свое время, до этого она просто  встраивалась в уже готовый».

Игорь Ершов «Ксения читает сказки куклам»
Игорь Ершов «Ксения читает сказки куклам»

Дети соскучились друг по другу!

Юля З., мама 5-классницы: «Полезным в нашем случае стал такой аспект: весной пятиклассники настолько соскучились по «живой» жизни, что началась настоящая дружба класса! Дети придумали название и создали группу «Прогулки на карантине». Встречались, чтобы покататься вместе на великах и на самокатах. Очень ждали возвращения в любимую школу! Поскольку сейчас они учатся очно, я вижу, что посещаемость в классе очень высокая, мало кто заболевает, почти все ходят каждый день (раньше к ноябрю болели поголовно), повысился уровень знаний, интерес к учёбе и к новым преподавателям. У нас сейчас считается у них дурным тоном придти без домашнего задания. Хотя... может это такая особенность пятиклашек. Такое странное ощущение – что дети «дорвались» до учёбы».

Татьяна К, мама 11-классницы: Старшеклассники еще весной, сидя по домам, создали, запрограммировали и запустили полноценное школьное СМИ – информационный портал, который набрал популярность и который активно читают и дети, и выпускники, и учителя, и родители. Им было важно создать «общее поле» для обмена информацией и выражения своих мыслей. Это очень крутой результат совершенно автономной работы, за которую не ставят оценки». 

Зинаида Серебрякова "Дети за завтраком"
Зинаида Серебрякова "Дети за завтраком"

Они стали лучше питаться

Анна Г, мама 10-классницы: «Часто подростки изматываются и устают за день, хватая всякие сухие перекусы, что приходя домой поесть нормально их не заставишь. Дома же всегда есть доступ к домашней пище».

Татьяна К., мама 11-классницы: «Очень порадовало, что дочь начала готовить! Есть время, есть «хотелки» и результат не заставил себя жать: дома все чаще появляются «сложные» салаты, выпечка, эксперименты с блюдами идут полным ходом!»

Если коротко...

  • «Кажется я уже сама могу работать репетитором, одолею любую программу, чувствую, есть силы и навык!»
  • «Дети воспитали собаку! Теперь управляться с нашим бесшабашным псом стало гораздо легче, сказываются ежедневные уроки дрессировки».
  • «Семья мобилизовалась и активно включается в учебный процесс».
  • «Пять белых сорочек висят в шкафу, не надо стирать и гладить школьную форму».
  • «Плохая погода не страшна».
  • «Вся семья дома – это испытание. Мы прошли несколько этапов привыкания, были и ссоры и обиды, и гнев. Но в результате поняли как можно сосуществовать, уважая границы друг друга. Это полезный опыт». 

Если бы мы рассматривали эту тему в формате плюсов и минусов, то захлебнулись бы в море негативных эмоций и примеров, почему дистанционное обучение – зло. Но мы решили, что в данной ситуации, как ни крути, все равно можно найти подтверждение поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»