Ребенка травят в школе!

Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования и репутации учебного заведения.
Ребенка травят в школе!

Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются гладко. Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам — случаи травли подростков в России регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.

Bullying (англ.). — запугивание, травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. Mobbing (англ.) — коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работеВиды преследования

Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10−11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг. Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг. Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с травлей сверстниками в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет- атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву. Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь — от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.

Дух времени

Тенденция последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость». По словам педагога-психолога КГОУ ЦО 57 и автора книги о проблемах буллинга «Дети-изгои» Марины Кравцовой: «Через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель — публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя». По мнению специалистов, буллинг — это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2−3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.

По словам 1200 детей, ответивших на вопросы портала Kidspoll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно.Распределение ролей

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц: • зачинщики, • преследователи, • жертвы, • наблюдатели. Инициаторами травли ребенка обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика — самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже — личная месть. Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12−16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи — дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле. Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то — из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков. Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием. Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.

Кто в зоне риска?

Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы травли специалисты относят: • физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез), • неуспешные в учебе, • часто пропускающие занятия, • излишне опекаемые родителями, • неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой), • не желающие соблюдать правила и иерархию в коллективе. Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.

Как исправить ситуацию

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию — мучители жестоко накажут доносчика. Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию. Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы. В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы. В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых — психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30−50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе — 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале — и домашней) среды, характеризующейся: • теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых; • твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения; • последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил; • наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей. Успешность программы Ольвеуса получила международное признание — уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибербуллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера — устроившего травлю исключают из школы. Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию у детей: гиперактивных, импульсивных, склонных к риску, с низким уровнем контроля за своим поведением, с рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет, низкой успеваемостью в школе. При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются: слабый контроль со стороны родителей, использование грубых физических наказаний, низкий социально-экономический статус семьи.

Здесь и сейчас

В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. Автор книги «Дети-изгои» поясняет: «Школьный психолог в курсе всего, что происходит в учебном заведении. Он может работать с педагогами, поскольку те ему доверяют и охотно сотрудничают; с коллективом детей — учить сотрудничать и понимать друг друга, а также с родителями участников травли. И, наконец, школьный психолог сможет оценить, насколько жертва нуждается в дополнительной терапии». В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация. Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьный психолог Марина Кравцова видит это так: 1. Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик. 2. Диагностика психологического климата коллектива. 3. Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями — не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках). 4. Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми. 5. Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса — беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.
6. Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.

Последствия травли

Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы. Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого. Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. «Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им, — добавляет Марина Кравцова. — Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации». Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем. Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли? По мнению школьного психолога Марины Кравцовой, стоит насторожиться, если подросток: неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; мало говорит о своей школьной жизни; одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки; его никто не приглашает в гости, на праздники.

Знаменитые жертвы буллинга

Кейт Миддлтон подверглась агрессивному преследованию в престижной школе для девочек. Одноклассницы воровали у нее домашние задания, в столовой демонстративно отказывались сидеть за одним столом. Поэтому одна из благотворительных организаций, куда новоиспеченная герцогиня Кембриджская просила жертвовать деньги, была Beatbullying (помощь детям, подвергшимся школьной травле).

Кристен Стюарт. Именно съемки в кино стали поводом для травли Кристен. Издевательства одноклассников вынудили девушку в 13 лет бросить школу.

Миша Бартон после переезда семьи в Нью-Йорк стала жертвой буллинга. Поводом для недовольства послужило ее несоответствие спортивному стилю, принятому в школе. Однако после выхода фильма «Шестое чувство» отношение одноклассников кардинально изменилось.

Леди Гага. Школьные годы певицы не были безоблачными. Всему виной большой нос и полнота, которые и стали поводом для подтрунивания. Зато сегодня «королева эпатажа» может похвастаться спортивной фигурой, прочие же недостатки с успехом маскирует неординарными и яркими нарядами.

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст