Как помочь ребенку с удаленкой: советы психологов

Занятия английским по «Скайпу», урок литературы в Zoom – пандемия перевела в удаленный формат все привычные занятия. Как быть, если ребенок со слезами отказывается идти к экрану? Может быть, он просто стесняется. Психологи рассказали, как помочь ребенку включиться в учебу онлайн.
Как помочь ребенку с удаленкой: советы психологов

Дистанционка стала огромным вызовом родителям школьников по всему миру. Huffpost побеседовал с психологами и подготовил советы, которые помогут стеснительным ученикам.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Главные проблемы, которые могут вызвать неприязнь к онлайн занятиям у детей это беспокойство из-за того, как они выглядят и что видно на фоне их конференции.

«Еще ребенку может быть тяжело включаться в учебу из-за того, что он не чувствует атмосферу класса, не может считывать невербальные сигналы учителя – интерес, одобрение, и его собственные невербальные реакции может быть плохо видно», – рассказывает Джессика Фостер, педиатр детской больницы Арона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она добавляет, что беспокойство могут вызывать нестабильный интернет и проблемы с платформой для видеоконференций.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Природная стеснительность и неловкость из-за дистанционного обучения могут приводить к тому, что ребенку будет трудно сосредоточиться на учебе, он может даже со слезами отказываться идти заниматься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как родители могут помочь справиться со смущением или страхом? Рассказывают специалисты.

В первую очередь надо выяснить, почему ребенок стесняется.

«Может быть, дело в природной застенчивости, а может быть, он испытывает неловкость из-за того, как выглядит его дом. А может быть, его отвлекает страх коронавируса – спросите его об этом», – говорит Исайя Пикенс, клинический психолог и генеральный директор iOpening Enterprises.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не устраивайте из этого разговора большое событие, спросите ребенка между делом: когда будете вместе рисовать или ехать куда-нибудь, или готовить ужин.

Учеба состоит из ошибок, нет ничего страшного в том, чтобы ошибаться.

Мягко расспросите ребенка, что именно в процессе учебы вызывает у него неловкость или раздражение. Не принимайте ответ «мне просто не нравится» – докопайтесь до сути как Шерлок Холмс. Как только получили ответ – подтвердите его чувства. Скажите, что чувствовать растерянность и стесняться – нормально. Любые эмоции – это нормально. Напомните, что ребенок сейчас не одинок в своих переживаниях: одноклассникам, их родителям и учителям сейчас наверняка так же страшно и неловко – ведь выход учебы в онлайн – новый опыт для всех нас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ребенок, игра
Unsplash

Создайте комфортную среду.

Расспросите ребенка, как сделать его рабочее место более комфортным.

«Устройте маленький бренйшторм о том, как создать пространство, где ребенок будет чувствовать себя уютно и безопасно. Может быть, стоит принести туда любимого слоненка, расслабляющее фото любимого места, конфеты», – советует Нуапран Снитбхан, клинический семейный психолог и создатель «карточек доброты» для детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родители могут пообещать побыть с ребенком во время занятий, за кадром – по крайней мере, первое время. Может помочь присутствие питомца или мягкой игрушки. Важно выбрать для занятий ребенка подходящее место дома – или, может быть в библиотеке или кафе по соседству, если они предлагают такую возможность. Подготовьтесь к занятию: разложите тетради, ручки и карандаши – все, что потребуется, и включите нижний свет – он помогает сосредоточиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В маленьких квартирах или там, где несколько есть несколько удаленных учеников, поиск подходящего места может стать проблемой. Но важно все-таки дать ребенку возможность устроиться так, чтобы он заранее знал, что будет на экране, и его это устраивало. Очень важно, чтобы любой, даже самый стеснительный ребенок, все равно мог заниматься», – говорит Меган Аллен, 2010 Флоридский Учитель года и основатель компании Tailored Learning Supports for Families.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ребенок, компьютер, дистанционка
Unsplash

Выключайте камеру, когда это возможно

Спросите учителей, есть ли возможность отключать камеру во время урока, чтобы дети не отвлекались на собственный вид. Может быть, есть возможность вообще не включать камеру на уроках, а использовать только аватарку с фото и именем.

Отличный вариант предлагает Мередит Эссалат, директор школы и автор книги «чрезмерно Честный Учитель». Она советует повернуть камеру так, чтобы было видно, что школьник занимается, но не было видно лица. Это поможет ученику почувствовать себя в чуть большей безопасности. Еще один вариант – закрыть лицо стикером или превратить в плитку с помощью настроек программы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ребенок, компьютер, дистанционка
Unsplash

Практикуйтесь

Предложите ребенкy попробовать Zoom-конференцию с друзьями, позвоните по «Скайпу» бабушке. Сделайте инструменты онлайн учебы привычными и повседневными. Ребенок почувствует себя увереннее, когда поймет, что у него нет проблем с тем, чтобы включать-выключать звук и видео, входить в конференцию. Если он все еще стесняется – начните с коротких разговоров.

Используйте ролевую игру, чтобы сделать процесс понятным и привычным

– советует Фостер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потренируйтесь поднимать руку на камеру, пусть для ребенка это станет привычным, и он перестанет бояться. Пригласите других членов семьи, чтобы поиграть в класс.

Многие эксперты предлагают стеснительным детям использовать функцию «чат» вместо того, чтобы говорить на камеру.

ребенок, компьютер, дистанционка
Unsplash

Еще один способ подтолкнуть детей начать действовать – договориться, что они будут высказываться хотя бы раз на каждом занятии, и установить за это вознаграждение. По мере того, как ребенок будет делать успехи, не забывайте его хвалить и поощрять прогресс.

Будьте осторожны, не допускайте сравнений и не концентрируйтесь на результате, здесь важнее процесс.

– говорит Нуапран Снитбхан

Если тревожность ребенка остается чрезмерной, эксперты рекомендуют обратиться к детскому психологу.