Форменная реформа

Прошел год с момента обязательного введения школьной формы. Как и всегда, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения: в тех школах, где форма была, она и осталась. Там, где ее не было, учителя и ученики подписали «пакт о ненападении» — ученики носят «деловую» одежду близких к установленным цветов, учителя делают вид, что считают ее формой.
Форменная реформа

Между тем опросы показывают, что введение школьной формы приветствуют 70% родителей и 60% учеников, включая учащихся старших классов. Все они понимают плюсы единого стиля — начиная от сглаживания социального неравенства и заканчивая ощущением единства и духовного родства с соучениками.

Однако и у родителей, и у детей есть огромное количество вопросов к существующей школьной форме, начиная от ее состава и заканчивая стилевыми особенностями. Кратко все они могут быть описаны словами одной старшеклассницы: «Она страшная, и от нее чешется все тело». Важной претензией родителей остается и то, что по большей части школьная форма в России шьется по лекалам полувековой давности, а современные дети изменились и не всегда соответствуют советским представлениям об идеальном школьнике. Как составить гардероб школьника, если в вашей школе еще не введена форма, смотрите здесь.

«За» или «Против»

Почему взрослые и школьники голосуют «за» или «против» школьной формы:

«За»
  • Форма сглаживает социальное неравенство.
  • Форма организует, повышает успеваемость.
  • Приучает к аккуратности и деловому стилю одежды.
  • Не надо думать, что надеть утром.
«Против»
  • Прививает плохой вкус.
  • Убивает индивидуальность, не дает возможности для самовыражения
  • Форма неудобна, не соответствует детской фигуре и чаще всего сшита из плохих материалов.

Материалы. Из чего делают форму?

Стоит зайти в Интернет и набрать словосочетание «школьная форма», как на вас обрушится вал информации. Помимо более-менее известных «Перемены» и «Старта» наберется еще с десяток фирм, которые предлагают одеть как одного ребенка, так и целый класс. Советов по выбору, адресованных родителям, тоже более чем достаточно. Например, советуют обратить внимание на ткань и выбрать максимально натуральную, с небольшой примесью синтетики, чтобы одежда дышала. Среди крупных московских фирм, предлагающих школьные костюмы, только одна признается, что может одеть школьников в форму из полушерсти или хлопка, если такова будет воля родителей. Остальные предлагают ткани исключительно ненатурального происхождения — из полиэстера и вискозы. Правда, уже через месяц полиэстер с вискозой начинают терять форму, местами блестеть и покрываться катышками.

Качество отечественной формы, конечно, не самое высокое — российских производителей тканей почти не осталось, швейники используют в основном импортные материалы. Причем для школьной формы берут те, что подешевле, стараясь, чтобы она хотя бы приблизительно соответствовала необходимым санитарно-гигиеническим нормам, что в большинстве случаев подразумевает шерсть как основной материал для костюмов и сарафанов, хлопок — для рубашек. То есть все как в старые добрые времена колючих коричневых платьев и синих костюмов.

Но ни одно производство детской одежды не может соответствовать этим нормам по нескольким причинам. Во‑первых, натуральная шерсть сегодня — один из самых дорогих материалов. И то, что может себе позволить шить на заказ британская частная школа с годовым взносом в несколько десятков тысяч фунтов, вряд ли окажется по карману среднестатистической семьи в России. Во‑вторых, натуральные ткани сегодня во многом уступают новой «умной» синтетике, которая может похвастаться и лучшей гигроскопичностью, и большей живучестью. Другой вопрос, что компании, отшивающие одежду для школьников, предпочитают использовать дешевые синтетические ткани, а на готовое изделие вешать ярлык, «подходящий» под требования одежды для школьников. Именно это злоупотребление было выявлено рейдом, который провела в начале года совместная комиссия Министерства образования и Министерства легкой промышленности в Подмосковье.

Новые технологии. Из чего можно было бы шить форму?

Новые технологии. Из чего можно было бы шить форму?

Опыт Германии и Америки подсказывает, что школьная форма вполне может содержать высокий процент синтетических волокон, но быть при этом не вредной для кожи ребенка и выдерживать высокую нагрузку повседневной детской жизни практически без повреждений. Полиэстер последнего поколения — это нити, которые по тактильным свойствам близки к хлопку и даже шелку, а по износоустойчивости приближаются к кевлару. Именно этот «умный полиэстр» используют для одежды с высоким уровнем нагрузки — от рабочих комбинезонов до школьной формы. Американцы, помешанные на комфорте, без конца проводят испытания формы и тканей, для нее предназначенных: так ли они комфортны в носке, как нужно, смогут ли они вынести тяготы и превратности школьной жизни так, чтобы локти не лоснились и не блестели, а на груди не было бы следов пролитого компота.

Для того чтобы грязь буквально отскакивала от форменной одежды, ткань соткана из нитей, пропитанных тефлоном. Эту технологию первыми стали использовать итальянцы для дорогих мужских костюмов. Тефлоновое покрытие постепенно утрачивается — форму, как известно, стирать приходится часто. Но на сезон такого комплекта вполне хватает.

Чтобы школьников совсем ничего не стесняло, вместо неудобных блузок и рубашек, которые сковывают движения и все время норовят вылезти из брюк или юбки, им предлагаются трикотажные рубашки-поло с длинным и коротким рукавом. Эту новинку на российский рынок вывела Елизавета Кутис, которая взяла на себя миссию познакомить российский рынок с американской школьной формой.

Она занялась изучением рынка школьной формы почти случайно — ее основной бизнес связан с форменной одеждой, но имеет мало общего с системой образования — ей просто захотелось сделать так, чтобы российские школьники мог- ли гордиться своей формой, так же как гордятся ею американские, для которых форма — отличительный знак принадлежности к элитному частному заведению. И когда она занялась этим вопросом вплотную, выяснилось, что американские частные школы закупают форму по цене, не сильно превышающей стоимость комплекта у российских производителей. Так родилось еще одно направление бизнеса. А помимо школ Classroom Uniform поставляет брюки и рубашки поло так же в Диснейленд — для работников, в обязанности которых не входит играть сказочных персонажей.

И немного о стиле

И немного о стиле

Представления о том, как должен выглядеть ученик, у многих производителей весьма причудливы — необходимость носить школьный костюм некоторые пытаются компенсировать легкомысленной отделкой. Банты, рюши, воланы, ленточки, блестящие пряжечки выглядят дешево и делают школьную одежду для девочек непрактичной. Что касается одежды для мальчиков, то тут главное — крой. Правда, как легкомысленно высказался один из старшеклассников на круглом столе по проблемам формы, прошедшем в апреле в Москве: «Привыкнуть можно ко всему, даже к самой страшной школьной форме», — правда, на него тут же обрушился гневный хор девочек. «Я даже об учебе думать не могу, а только о том, как я ужасно в этом выгляжу», — это мнение не модницы, а одной из участниц научной конференции — вопрос внешнего вида волнует не только легкомысленных девочек, как принято считать.

Чего же хотят наши школьники от формы? Ничего сверхъестественного: клетчатых юбок, прямых, чуть приталенных платьев с белыми воротничками, очень похожих на советскую форму, — в общем, все то, что с таким шиком показывает американский кинематограф в фильмах про школьную жизнь.

Если у школы есть «фирменные» цвета для формы, но нет определенного производителя, у которого родители должны купить костюм, то выбрать качественные вещи проще. Достойные вещи, похожие на форму, привозят из США, Испании, Италии. И дело не только в том, что одежда выглядит радикально привлекательнее, а скорее еще и потому, что европейские производители учитывают, что дети могут быть и худыми, и полными.

Люди в форме

Антон Сорин, генеральный директор психологического центра «Квартет»

С точки зрения психологии, смысл и значение имеет не сама форма, а то, что она означает. Смотрите: в советские годы главным был не цвет и не покрой. На рукаве пионерской формы была эмблема — книжка и солнышко, то есть свет знаний. Вот это было главным. Когда первоклассники 1 сентября выстраивались в своей парадной форме, это был переход в новое состояние, своего рода инициация. До революции форму носили гимназисты, лицеисты — она означала принадлежность к определенному сообществу, классу. Это был некий ценностный образ, который определял модель поведения. Сотрудники полиции носят форму потому, что она выражает их определенную социальную роль. Военная форма вообще неудобна, но является отражением системы ценностей и модели поведения того, кто ее носит. Так что наше отношение к форме — это отношение к системе ценностей, которые за ней стоят. Если за формой нет никакой идеологии, то в ней нет смысла, какой бы удобной и функциональной она ни была. Я знаю школу, где к форме требуется пришивать собственную эмблему с номером школы, и дети с удовольствием это делают, потому что они гордятся своей школой, чувствуют себя принадлежащими к сообществу. Наше, скажем так, непростое отношение к школьной форме — это отношение к форме вообще, а точнее, к людям в форме. Может быть, ребенок в школьной одежде будет по‑другому относиться к взрослому в форме, как бы узнавать в нем себя и смотреть на него с уважением.

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст