7 советов логопеда: как помочь ребенку хорошо говорить, читать и писать

Обычно родители считают, что логопедическая помощь – это только постановка трудно дающихся ребенку звуков (например, «ш» или «р»). Но на самом деле логопед занимается развитием всех компонентов речевой системы.
7 советов логопеда: как помочь ребенку хорошо говорить, читать и писать

Photo by Adam Winger on Unsplash

Рассказывает Ольга Величенкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ, научный эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией, член Российской ассоциации дислексии, научный руководитель Центра помощи детям с трудностями в обучении.

Чем занимается логопед

Обычно родители считают, что логопедическая помощь – это только постановка трудно дающихся ребенку звуков (например, «ш» или «р»). Но на самом деле логопед занимается развитием всех компонентов речевой системы. В том числе произносительной стороной речи, и не только произношением звуков. Ребенку может понадобиться помощь фонопеда – то есть логопеда, который занимается коррекцией нарушений голоса. У ребенка могут быть проблемы с фонематическим восприятием – различением похожих звуков: звонких и глухих, шипящих и свистящих. Заметим, что хорошее фонематическое восприятие – обязательное условие успешного овладения грамотой. Логопед обращает внимание на грамматику и словарный запас. От их состояния зависит не только наше умение писать грамотно, орфографический навык, но и вообще успешность обучения. Произношение, словарь, грамматика – компоненты речевой системы, и всеми ими занимается логопед. Но есть речевые трудности, которые связаны не с языковыми средствами, а с возможностью их применения – например, заикание.

Все, что касается речи, устной или письменной, – это предмет логопедической работы.

Когда надо идти к логопеду

Речевое развитие вариативно. Доказано, что речь по-разному развивается у мальчиков и девочек (у мальчиков несколько позже), в разной социальной обстановке. Развитие речи зависит не только от нейробиологических особенностей, с которыми рождается человек, но и от среды – от того, в каких условиях воспитывается ребенок, где живет, с кем общается, даже от материального уровня родителей.

Когда нужно посещать логопеда
Photo by Adam Winger on Unsplash

Родителям вряд ли стоит самостоятельно принимать решения, касающиеся оценки речевого развития детей, судить о степени сформированности речевой системы. Сейчас логопедическая диагностика выведена из системы диспансеризации, так что диагностическую консультацию у логопеда можно получить только если родитель сам ее запросит. Это большая ошибка: взрослые не всегда понимают, что ребенку нужна помощь, поэтому логопедическую диспансеризацию обязательно надо вернуть в систему образования и здравоохранения.

В некоторых важных возрастных точках надо просто посетить логопеда и невропатолога.

Прежде всего – когда ребенку исполнится полтора года, – это тот возраст, когда мы ожидаем появления фразовой речи. В три года – когда ребенок идет в детский сад и мы выбираем программу обучения. Кроме того, посетить логопеда стоит в пять лет, когда должно сформироваться произношение, затем – перед поступлением в школу (в шесть с половиной или семь с половиной лет), чтобы оценить необходимость психолого-педагогического сопровождения, профилактики школьных трудностей, и во втором классе, чтобы понять, в каком состоянии находится письменная речь. Эти контрольные точки обязательно надо пройти: у каждого возраста свои «речевые достижения».

С какими еще проблемами надо идти к логопеду?

Если ребенок получает двойки по русскому языку: путает и пропускает буквы на письме, делает орфографические ошибки – это означает, что следует проконсультироваться со специалистом. Неуспеваемость – всегда повод для обращения к логопеду, поскольку за ней могут стоять особые расстройства письма – дисграфия или дизорфография.

Сейчас принято считать, что нелюбовь ребенка к чтению вызвана тем, что он слишком увлечен гаджетами. Но если ребенок не хочет читать, у него просто могут быть трудности с чтением. Мы не любим делать то, что у нас плохо получается. Как понять, что проблема есть? Самый простой способ — измерить скорость чтения и понаблюдать за ошибками. Кроме того, логопед попросит пересказать текст и будет следить за полнотой пересказа, сохранением деталей, причинно-следственных связей. Так становится понятно, хорошо ли ребенок понимает прочитанное. Если страдает техническая или смысловая сторона чтения – это может быть дислексия.

Если страдает техническая или смысловая сторона чтения, это может быть дислексия. Photo by Adam Winger on Unsplash
Если страдает техническая или смысловая сторона чтения, это может быть дислексия. Photo by Adam Winger on Unsplash

С проблемами письма и чтения логопеды работают не только в начальной, но и в средней школе. Получить бесплатную логопедическую помощь и особые условия для сдачи экзаменов в 9 и 11 классе можно, если пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Но сделать это надо вовремя: до школы или как только вы заметили трудности с обучением.

В профессиональных кругах осведомленность о проблемах дисграфии и дислексии в нашей стране выше, чем кажется. Об особых трудностях с речью, чтением и письмом, которые мешают детям учиться, знают практически все логопеды и 70-80% педагогов, работающих в школах. Хуже всего осведомлено население – знает, что такое дислексия, только 13% взрослых.

Где получить логопедическую помощь

Здесь у родителей есть несколько вариантов. Можно обратиться в центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Там можно получить логопедическую помощь бесплатно. Но если ребенку требуется длительное сопровождение обучения, адаптация программы, то необходимо получить рекомендацию психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая даст заключение о наличии у ребенка ограниченных возможностей здоровья. Тогда в детском саду, школе или ППМС-центре ребенка будут доступны логопедические занятия на протяжении всей ступени обучения.

Кроме того, сейчас ребенок может посещать педагога и психолога даже дистантно. Правда, именно для коррекции речи дистантная форма не очень удобна из-за задержек звукового или видеосигнала. В этих условиях трудно помочь ребенку с проблемами фонематического восприятия: ведь нужно ориентироваться на артикуляцию. Тем не менее, это выход для тех семей, у которых нет доступа к профессиональной помощи по месту жительства. Родители из маленьких городов также могут консультироваться со специалистами онлайн, посещать тренинги для родителей, где учат определенным приемам помощи.

Может ли грамотный родитель сам справиться с проблемой

Родителям, решившим заняться самообразованием, не нужно пытаться осваивать все сферы профессиональной деятельности логопеда. Сначала следует проконсультировать ребенка у специалиста — вживую или в Интернете. Проблемы с речью у ребенка могут возникать по разным причинам: например, это могут быть какие-то центральные нарушения, связанные с обеспечением речи как высшей психической функции, а могут быть результатом дефектов иннервации артикуляционного аппарата. Внешне эти проблемы могут выглядеть похоже для родителя, но они разные и требуют разных стратегий помощи. Это поможет выяснить специалист.

После консультации и определения точной проблемы с речью следует понять, каким образом помогать ребенку. Специалист направит родителей, посоветует литературу или интернет-ресурсы (в том числе вебинары и тренинги), настольные игры, массаж или дыхательную гимнастику — те практики, которые может использовать семья.

Надо понимать, что обычно найти быстрое решение проблемы, даже за большие деньги, невозможно: развитие речи требует времени, этого нельзя добиться за 10-15 дней.

Если обращаться в платный центр

Если родители хотят обратиться в платный центр для решения проблем ребенка с устной или письменной речью, им следует обратить внимание на несколько пунктов.

Во-первых, одной универсальной методики избавления от дислексии и дисграфии нет, как нет одного лекарства от головной боли. Голова может болеть по разным причинам. Проблемы с чтением и письмом также могут возникать вследствие разных когнитивных дефицитов.

Во-вторых, не существует методик «быстрых достижений» (помощь за 10-15 занятий). Пожалуй, единственный случай, когда можно помочь быстро, связан с эмоциональным состоянием ребенка. Если у ребенка проблемы с успеваемостью и постоянные ошибки из-за эмоционального дискомфорта, его можно вывести из этой среды и увидеть улучшения, – но это не логопедическая работа, а работа психолога. А для коррекции когнитивных проблем не существует “быстрых” методик. Невозможно стать грамотным за 2 недели. Помощь при проблемах в обучении – это, как правило, логопедическое и психологическое сопровождение в течение всей начальной школы (возможно, и в дальнейшем). Это зависит от того, насколько быстро ребенок догоняет сверстников, откуда он «стартует».

В-третьих, в педагогической методике не может быть коммерческой тайны. Родители должны знать, чем занимаются с ребенком, как это делается. Кроме того, взрослым стоит поинтересоваться, есть ли научное обоснование у методики, предложенной автором. Писал ли он когда-нибудь о своих научных достижениях, обосновывал ли метод? За методом обязательно должно стоять что-то кроме бытовых теорий. Доказательность и открытость – важные моменты.

Что зависит от родителей?

Единственный совет, который здесь можно дать – это разговаривать, общаться, обсуждать и обязательно читать ребенку вслух литературные тексты. Это лучший способ получить образцы хорошего русского языка, которые не получить другими методами – например, через игры, тренажеры и пособия.

Важно показать ребенку свое отношение к красивой речи, показать увлечение литературой, поэзией, разделить это чувство радости и сопереживания. Хорошая практика – совместное чтение. Это не только чтение ребенку вслух, но и совместное разглядывание иллюстраций, обсуждение; это ничем нельзя заменить.

В конце концов, логопедическая помощь – это не только отработка стандартов, речевых моделей. Логопедам тоже стоит интересоваться детским чтением и детской литературой, включаться в общение с родителями. Помочь ребенку можно, если работать вместе.