Ежегодно «Домашний очаг» проводит большой конкурс, посвященный женщинам, которые меняют свою жизнь и мир вокруг себя к лучшему. Поделитесь успехами в любой сфере, расскажите историю воплощения мечты или преодоления сложной ситуации. Cчитаете, что ваш опыт может вдохновить других? Участвуйте! Ежемесячно авторы трех самых ярких историй получают призы. Осенью мы выберем 10 героинь, которые приедут на финал конкурса в Москву. Одна из финалисток получит уникальный приз — появится на обложке журнала! Специальная номинация в соцсети «Одноклассники»
<

Татьяна Долякова

Москва
Успех как вечернее платье

Меня всегда интересовало: как люди, много лет проработавшие в крупной компании, привыкшие к иерархической лестнице, карьерному росту, регулярной зарплате, решаются открыть собственный бизнес? Ведь успех большого бренда стоит за твоей спиной и определяет твой статус в глазах других людей. Работаешь в Газпроме, на Первом канале, в Penny Lane? Оооо. Вырос с рядового сотрудника до руководителя департамента? Ого!

Казалось бы, всю жизнь ты к этому идешь, и вот он, пиковый момент, когда ты сам чувствуешь свой успех, а окружающие то и дело подтверждают: да, ты молодец. Но именно на пике ты сам начинаешь задавать себе вопросы: а что же дальше? Или на этом… все?

Так было со мной. 15 лет в крупной, яркой, успешной компании, постоянное повышение уровня ответственности, все больше людей в подчинении. Премии, крупные контракты, вывод подразделения компании в отдельный бизнес, а затем – в лидеры рынка. Одним словом, успех. И от того, как ты сам станешь его воспринимать, зависит твое собственное будущее.

Жизнь все время бросает нам вызов, и знаете что? На мой взгляд, успех – подобен вечернему платью, которое надеваешь на светский раут, несколько часов наслаждаешься своим отражением в зеркалах – а утром уже забываешь о нем. Остаются только фотографии, да и они интересны всего пару дней – или уже спустя время.

Эти мысли, а еще желание распоряжаться свободно собственным временем, меньше заниматься отчетами, больше экспериментировать привели меня к решению, которое я сравнивала тогда с прыжком с вышки в холодный пруд жарким днем. Такой прыжок нельзя совершить без подготовки, и честно скажу: я шла к нему последний год. Конечно, были сомнения: а надо ли, ведь и так все хорошо. Все стабильно, упорядочено, у меня есть четкие и понятные задачи, отличная зарплата, я развиваю крупную известную компанию. Чего же нет?

Я искала ответ на этот вопрос – и я его нашла: мне стало не хватать чувства свободного полета. Иерархическая лестница, как известно, упирается даже не в потолок – в верхнюю ступеньку, на которой всегда стоят акционеры, собственники бизнеса. Даже если ты очень успешен как сотрудник, как руководитель целого направления – все равно ты всегда в рамках, самолет ведут они. Твои инициативы могут найти поддержку, а могут быть отвергнуты – и часто они оцениваются вовсе не в зависимости от того, насколько они потенциально эффективны, а по тому, соответствуют ли они интересам акционеров. Ты свободен в своем понимании того, как может и должен развиваться твой бизнес, но это такая условная свобода, когда думать ты можешь, а делать – нет.

А ведь в конце концов, когда долго руководишь подразделением компании, которое постепенно выделяется в отдельное бизнес-направление, привыкаешь к тому, что это твое дело, что ты и только ты отвечаешь здесь за все и за всех. И возникает диссонанс: ответственность есть – а свободы действий нет. Именно к этому невозможно привыкнуть, и когда все это осознаешь, то возникает то самое ощущение, будто голова твоя уже коснулась невидимого потолка.

И я наконец решилась оставить свою стабильную, спокойную жизнь – и совершить прыжок в незнакомое и пока не устроенное будущее. Еще не было ни офиса, ни партнеров, ни уверенности в том, что у меня будут клиенты – а я уже знала, что все равно начну собственный бизнес. И сегодня могу с уверенностью сказать, что важно для тех, кто собирается последовать моему примеру.

Прежде всего, назначьте себя директором по продажам и рекламе – надолго, и даже навсегда. Играете ли вы в теннис, ходите ли под парусом, приходите ли в детский садик за ребенком – всегда будьте готовы рассказать о том, чем вы теперь занимаетесь. Мой бизнес – поиск специалистов высшего и среднего звена по всей России – предполагает постоянную связь и с кандидатами, и с клиентами. А это значит: постоянно включенный телефон, и каждые 10 минут надо проверять почту и мессенджеры. Я привыкла так жить – но знаю, что и в других стартапах их основатели не расстаются со смартфонами. Ведь никто не горит вашей идеей так, как вы сами – а значит, нет никого, кто продавал бы ваш товар лучше вас.

И тем не менее, вам нужна команда. С самого начала вам нужны люди, которые поверят в идею – и близкие вам по духу. В моем случае была сделана ставка на комфортные условия, гибкий график, возможность удаленной работы. Я подумала: кто может быть заинтересован во всем этом? Решение лежало на поверхности: конечно же, мамы с маленькими детьми. Они не могут выходить на полную занятость, но среди них есть профессионалы в подборе персонала – с горящими глазами, с желанием работать, достигать новых высот. К тому же у них высокая финансовая мотивация, ведь мы с вами знаем, что декретных денег на жизнь не хватает, а мужья с хорошей зарплатой или успешным бизнесом есть не у всех. Теперь в моей команде работает 20 специалистов, и 18 из них – мамы, которые все успевают и наслаждаются своим новым образом жизни.

Безусловно, желательно к моменту ухода из компании, где вы проработали долгое время, иметь накопления, достаточные для того, чтобы продержаться на плаву хотя бы полгода. Но не менее важно, чтобы у вас были единомышленники вне вашей команды – друзья, коллеги, люди, с которыми вы встречаетесь на спорте или в других, самых разных местах.

Я получила поддержку в Клубе лидеров по продвижению инициатив бизнеса, членом которого стала еще в 2012 году. Участвуя в разработке дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы, анализируя эффективность их реализации, я шаг за шагом составляла свое представление о том, какие шаги в бизнесе нужны обязательно – а какие делать не стоит.

Всем, кто собирается открыть свое дело, я бы посоветовала не замыкаться в узком кругу, а выходить на новый уровень, посещать профессиональные мероприятия, находить коллег, клиентов, новых сотрудников – и заодно изучать конкурентов. Найдите на это время сейчас – и увидите, насколько легче вам станет работать уже в ближайшем будущем.

Наконец, пройдя весь путь создания собственного дела, мы понимаем, с какими сложностями столкнутся те, кто стоят в самом его начале. Работая в области управления персоналом, я столкнулась с такой цифрой: 47% женщин по окончании декретного отпуска не выходят на работу. При этом многие из них хотели бы открыть свой бизнес, пусть небольшой, иметь возможность распоряжаться своим временем, уделяя внимание и работе, и семье. И у большинства из них сразу возникает много «но»: нет стартового капитала, не хватает знаний и опыта, отсюда страх: а вдруг не получится?

7 марта 2018 года мне представился шанс сделать для этих женщин нечто важное, и я им воспользовалась – горжусь, что смогла это сделать. Клуб лидеров делегировал меня на встречу президента РФ с женщинами-предпринимателями, и там я напрямую изложила Владимиру Путину свою инициативу.

- Государство могло бы, по аналогии с материнским капиталом, выделять из федерального бюджета средства, которые можно назвать «женским предпринимательским капиталом», - сказала я. – Их будут получать те мамы, которые хотят открыть собственный малый бизнес. Кроме того, им нужно предоставлять льготные ставки кредитования в первые годы ведения бизнеса. А еще не менее важна информационная поддержка женщин-предпринимателей в федеральных СМИ.

И добавила, что все эти меры помогут раскрыть бизнес-потенциал российских мам, а значит, поднять благосостояние наших семей и экономику страны на новый уровень.

- А кроме того, это улучшит демографическую ситуацию в стране, - заметил в ответ Владимир Владимирович. – Ведь если женщина, которая родила одного ребенка, сможет вести свой бизнес и обеспечивать семью, она в недалеком будущем охотно родит и второго, и третьего малыша, не правда ли?

И затем сказал, что поддерживает эту инициативу, и передал ее на детальную разработку в аппарат правительства. Теперь ждем 1 сентября – такой срок исполнения поставлен этому поручению президента.

Когда у тебя под ногами нет лестницы, а над головой потолка, ты летишь свободно и можешь спокойно набирать высоту. И еще ты понимаешь, что любой успех – понятие относительное, и всегда можно добиться большего. Главное – захотеть.
217
×
На этом сайте мы используем cookie-файлы. Вы можете прочитать о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Все собранные при помощи cookie-файлов данные будут храниться на территории РФ.