Не спрашивайте: «Нужно ли чем-то помочь?» Просто напишите: «Я могу помочь»

Когда кто-то из ваших близких попадает в беду, друзья и знакомые стараются помочь хоть чем-то- звонками, сообщениями, сочувственными словами...Оказывается, многого из этого делать не стоит.
Не спрашивайте: «Нужно ли чем-то помочь?» Просто напишите: «Я могу помочь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

iStock/MixmikeЯ хотела написать об этом шесть лет назад, когда у моего мужа был инсульт. Но вначале было не до того, да и потом было не до того, а уж совсем потом стало казаться, что и незачем. Кроме того, я знаю, что мои слова кого-нибудь обидят, а я всегда, когда сомневаюсь, вспоминаю слова Цветаева: «Людей не переделаешь, а обижать не надо».

Но вот вчера вечером, когда я стояла у больничного лифта, почти съезжая по стеночке и пытаясь вспомнить, съела ли я хоть что-нибудь за день, у меня зазвонил телефон. Звонила наша старая знакомая. «Ну, — услышала я требовательное. — Рассказывай, что там у Сережи приключилось». Я рассказала. «Ну ты держи нас в курсе, — сказали мне в ответ. — Звони нам хоть раз в день». Я ответила, что это невозможно. Я не могу обзванивать несколько десятков человек в день. Знакомая обиделась. «Ну что, лучше, что ли, будет, если я тебе буду каждый день звонить?» — сказала она.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И в этот момент я поняла, что все же напишу этот нелегкий текст. Не для таких людей — их-то точно не переделаешь, — а для самой себя. Жизнь наша так устроена, что в ней случаются несчастья. Люди, которых мы знаем, оказываются в больнице со страшными диагнозами, попадают в ДТП, становятся жертвами бандитов, вообще пропадают. Мы реагируем на это очень эмоционально, переживаем, хотим узнать подробности, сделать что-то. И иногда на волне своих переживаний делаем то, что только ухудшает и так тяжелую ситуацию. Я понимаю, что и сама так делаю. Поэтому я решила записать все, что мне видится изнутри, и обещала себе перечитать эту запись, когда в следующий раз столкнусь с чьим-то горем «снаружи». Итак, что делать, или, скорее, чего не делать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Не звоните родственникам

Близким людям не до вас. Да, вы очень переживаете и хотите узнать все подробности, но постарайтесь вспомнить о том, что близким гораздо, гораздо хуже, чем вам.

И при этом ведь никто не отменяет всех необходимостей обычной жизни. Со стороны может казаться, что горе — это все, что происходит сейчас у людей, но на самом деле и среди горя дети должны ходить в школу и в садик, кто-то должен варить обед и гулять с собакой, и работа остается работой. А бывает и так, что работа «выбывшего» члена семьи становится дополнительной работой оставшихся.

Кроме того, телефон нужен близким людям для важного. Помню, как шесть лет назад я держала телефон в руках и ждала звонка о перевозке в другую больницу. Я еле добилась перевода и не могла пропустить этот звонок — там даже перезванивать было некуда, — а в это время мне названивала коллега мужа. Я отбивала ее звонок — она звонила по новой. И так шесть раз подряд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От звонков телефон разряжается гораздо быстрее. А зарядить его бывает негде.

2. если человек в больнице, не звоните в отделение больницы

3. Если вы непременно хотите связаться с родственниками — пишите.

4. Не расспрашивайте, ни устно, ни письменно

Пересказывать вновь и вновь неутешительные прогнозы, душераздирающие детали и печальную статистику очень тягостно. И даже когда прогнозы утешительные, а статистика обнадеживает, это очень тягостно все равно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особый привет тем, кто требует, чтобы их ежедневно информировали о состоянии дел, «потому что они очень переживают». Посчитайте, сколько у человека близких родственников — детей, родителей, сестер, братьев. У нас, например, их десять. Естественно, они хотят знать, что происходит, и имеют, как ни странно, на это приоритетное право. Только на то, чтобы пересказать события дня близким родственникам, нужно много времени.

5. Не просите ответа на ваши письма и сообщения

6. Если вы хотите поделиться полезным контактом, напишите сообщение с полной информацией

7. Предлагайте только ту помощь, которую точно окажете

8. Не предлагайте «любую помощь»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Про деньги

10. Не нагнетайте

Некоторые люди начинают подробно рассказывать, как именно они расстроены, другие начинают плакать в трубку, и их приходится утешать... Возможно, этим людям кажется, что тем самым они помогают: близкие почувствуют, что они не одни, что другие переживают тоже.

11. Не используйте чужое несчастье для реализации своих мессианских наклонностей

12. Рассказывать, как надо было себя вести, чтобы несчастье не произошло, тоже не стоит

13. Забудьте фразу «Все будет хорошо»

14. Пожалуйста, не делайте одной вещи: не трогайте детей

Мне кажется, много сложностей возникает из-за того, что люди чувствуют себя обязанными помочь в горе, считают, что так правильно было бы сделать, но на самом деле не имеют для этого ни сил, ни возможностей. Они сами на себя сердятся и делают из-за этого всякие странные вещи. На самом деле нет такой обязанности — непременно помогать, все живут своей жизнью, и это нормально. Не надо делать ничего натужного. Самое нужное и действенное — простые слова поддержки и сочувствия. Если они у вас есть. Если их нет, не надо их вымучивать — нет и нет, это тоже нормально. А. Кнебекайзе главный редактор журнала «Искусство»