Леди, создавшая викторианский фотопортрет — и сумевшая сделать на этом деньги

Одна из лучших фотографов эпохи зари фотографии — так о ней отзываются. Потрясающая портретистка, передающая и характер модели, и дух эпохи — так её описывают. Джулия Маргарет Кэмерон была пионеркой фотографии, а значит, во многом — первооткрывательницей.
Леди, создавшая викторианский фотопортрет — и сумевшая сделать на этом деньги
Миссис Кэмерон чахла на острове Уайт, в почти безлюдной глуши, как это часто бывало с почтенными дамами викторианской Англии, когда их мужья уходили в себя, устав от семейной жизни, а дети вырастали и разлетались из гнезда. Почтенная дама не могла скрасить свою жизнь, ударившись в путешествия или загуляв по вечеринкам.
Содержание статьи

Тоска и отсутствие общения

Конечно, могло утешать, что её соседом был сам Альфред Теннисон, поэт, к которому постоянно приезжали другие поэты и писатели — но миссис Кэмерон не то чтобы была там желанной гостьей. Вот если бы она успела прославиться или была молода и свежа, как роза... Но нет, миссис Кэмерон давно пересекла рубеж сорокалетия и приближалась к половине века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работа Джулии Маргарет Кэмерон
Работа Джулии Маргарет Кэмерон

Всё изменил, как водится, случай. Желая как-то скрасить матери одинокую жизнь, одна из дочерей уговорила мужа потратиться на очень дорогой и суперсовременный (на середину девятнадцатого века) гаджет к маминому дню рождения. Миссис Кэмерон подарили фотоаппарат.

Ну а что, кругом — пасторальные пейзажи, снимай — не хочу! А уж то, как именно тогда в фотоаппарате меняли негативы и как их превращали в фотографии, было похоже на колдовские ритуалы и занимало много времени — времени, совершенно лишнего на острове Уайт. Так что подарок был идеальным. Естественно, обретя фотоаппарат, миссис Кэмерон немедленно записалась на обучение к профессиональному фотографу, и... сразу с ним не поладила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работа Джулии Маргарет Кэмерон
Работа Джулии Маргарет Кэмерон
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотография должна стать искусством

Если в отношении чисто технических деталей Кэмерон с учителем была кротка и послушна (всё-таки в проявлении негативов не побунтуешь), то наставления по позам, композициям и так далее пропускала мимо ушей. Она изобретала вместо выверенных, пристойных, признанных уже образцом эстетики какие-то свои. В общем, не хотела слушать профессионалов. Ей не хотелось делать пристойные портреты. Ей хотелось изобрести живопись фотоаппаратом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге миссис Кэмерон что только ни вытворяла под неодобрительными взглядами профессионалов своего времени! Снимала нарочно мягким фокусом, чтобы создать «живописный» эффект. Ставила моделей в картинные позы. Композицию напрямую срисовывала у прерафаэлитов.

Наконец-то жизнь на ненавистном острове — благодаря чёрно-белым, казалось бы, фото — расцвела для миссис Кэмерон яркими красками, которых ей, родившейся в Индии, так давно и так остро не хватало. Под фотолабораторию пошёл старый курятник. Горничная стала постоянной моделью — Кэмерон хотелось создавать фотоиллюстрации к литературным произведениям и исторической хронике, так что модель ей требовалась постоянно, терпеливая, с правильными чертами лица, с умением встать выразительно. Горничная Мария Хиллер была идеальна в этом отношении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работа Джулии Маргарет Кэмерон
Работа Джулии Маргарет Кэмерон

Свои фотопортреты миссис Кэмерон дерзко предложила картинной галерее для выставки рядом с живописными полотнами. Тогда фотографию как искусство даже никто и не думал рассматривать — подумаешь, нажал кнопочку, а художники годами рисуют... Но на портреты миссис Кэмерон посмотрели — и взяли. И повесили именно рядом с живописью, настолько они смотрелись там на своём месте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже ей стали подражать все фотографы, и то, что она применяла впервые, стали считать отличительной особенностью викторианской фотографии. Позже. А пока в её гений не верил никто, кроме неё самой. Даже Льюис Кэрролл удивлялся такой уверенности Джулии Кэмерон в своём таланте — а он что-то смыслил в фотографии.

Представить только: каждую свою фотографию дама регистрировала в бюро авторских прав, словно картину. А потом запрашивала за снимки баснословные, сопоставимые с запросами живописцев деньги. И... И получала их. То ли из-за самоуверенности, то ли простые покупатели «распробовали» стиль миссис Кэмерон быстрее коллег. Да, фотографии, которые участвовали в выставке, музей у неё именно купил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работа Джулии Маргарет Кэмерон
Работа Джулии Маргарет Кэмерон

Фотография как жизнь

Конечно же, миссис Кэмерон стала членом Английского фотографического клуба — одного из немногих клубов, что принимали женщин, в первую очередь в связи с тем, что из-за дороговизны такого хобби фотографов в стране вообще было маловато. Размахивая членством клуба и сотрудничеством музея, а также просто за счёт напора, дама с фотоаппаратом умудрялась заставлять позировать кого угодно, например — солидного министерского чиновника. С кочергой в руке. Муж миссис Кэмерон стал постоянным библейским старцем на её снимках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ей довелось снимать и повзрослевшую Алису, героиню снимок и сказок Льюиса Кэрролла — в костюме то ли Персефоны, то ли Деметры. Не смогли уйти от её объектива учёный Чарльз Дарвин, писатель Генри Тейлор, поэт Генри Лонгфеллоу и, конечно, сосед по острову Теннисон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работа Джулии Маргарет Кэмерон
Работа Джулии Маргарет Кэмерон

За одиннадцать лет миссис Кэмерон создала более девятисот портретов, а потом, увы... Нет, не умерла — переехала с мужем к сыновьям на Цейлон. Тогда остров был ещё большей глушью, чем Уайт, и реактивов было не достать. Одна из лучших фотопортретисток в истории была вынуждена бросить своё искусство навсегда. В шестьдесят три года миссис Кэмерон зачахла и умерла. Многие уверены, что от тоски.

Фото: theguardian.com