Август 2017
Новый номер
В продаже
с 11 июля!

Произведения из личного собрания Владимира Спивакова в Музее русского импрессионизма

С 16 июня по 24 сентября Музей русского импрессионизма представит произведения из личного собрания выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. Впервые коллекция маэстро будет оформлена в самостоятельную выставку. В состав экспозиции «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» войдет свыше 90 работ мастеров разных эпох и течений.

Коровин Константин_Принц Африканский_.jpg

Обширная и разнообразная коллекция объединила русскую живопись и графику рубежа XIX–XX веков; современное русское искусство, представленное такими направлениями, как нонконформизм и московский концептуализм, неоакадемизм и кинетизм; а также уникальное для России собрание народной подстекольной живописи Западной Европы. Каждая из работ имеет свою историю, свою судьбу, каждая сама нашла своего коллекционера.

Среди произведений русского искусства рубежа XIX–XX веков особенно стоит отметить образцы театральной графики: работы Александра Бенуа, Константина Коровина, Бориса Шаляпина (сына Федора Шаляпина), Павла Челищева. Яркие и динамичные эскизы костюмов последнего Владимир Спиваков впервые увидел в «Русской чайной» — ресторане русской кухни на Манхэттене, неподалеку от Карнеги-Холл. «В этом концертном зале со мной приключился инцидент, – вспоминает музыкант. – 7 ноября 1977 года во время исполнения «Чаконы» Баха в меня метнули самовзрывающуюся трехкилограммовую банку с краской, прямо в солнечное сплетение. Некоторые так своеобразно боролись за свободу выезда из СССР… После моего концерта мы пошли в «Русскую чайную» и там на стене висели эти работы Павла Челищева. Впоследствии я их увидел уже у Анатолия Беккермана: у меня отличная память на картинки. И Анатолий Беккерман — человек, знаниям и вкусу которого я доверяю, мне их подарил».

Челищев Павел_Танцовщица с тамбурином_.jpg

Личными историями наполнена вся коллекция: например, «Циркачек» Артура Фонвизина маэстро подарила вдова знаменитого художника, а «Женский портрет» Ладо Гудиашвили — дар самого автора. Знаточеский взгляд позволяет Владимиру Спивакову находить сокровища на блошиных рынках: некоторые акварели Александра Серебрякова, сына художницы Зинаиды Серебряковой, музыкант нашел именно там.

Несмотря на разнообразие и обширность классической составляющей коллекции, наиболее значимая часть собрания представлена произведениями современного русского искусства. К этому направлению относятся работы неоакадемиста Егора Острова, нонконформистов Владимира Немухина и Бориса Жутовского, представителя московского концептуализма Игоря Макаревича и художника-кинетиста Александра Григорьева.

Гудиашвили Ладо_Женский портрет_.jpg

В пространстве экспозиции философские образы из серии «Галерея Пиноккио» Игоря Макаревича перемежаются с монументальными «ликами» Егора Острова, интерпретатора работ старых мастеров в стилистике оп-арта.

Помимо живописных произведений, в экспозиции будет показан кинетический объект петербургского художника Александра Григорьева «Взаимопроникновение», которую Владимир Спиваков называет воплощением «музыки сфер». «Работы Григорьева минималистичны. Они напоминают мне музыку Арво Пярта. Его композицию «Взаимопроникновение» я очень люблю, она такая «звучащая». Изначально Григорьев воплотил этот тонкий замысел в стекле. Но этот «стеклянный» вариант, к сожалению, не сохранился», — комментирует Владимир Спиваков.

Отдельного внимания заслуживает редкая подборка произведений народного искусства Западной Европы конца XIX – начала XX веков — работы мастеров подстекольной живописи. Маэстро начал собирать «стекла» во французском Кольмаре, где ежегодно проходит международный музыкальный фестиваль под его руководством. Спиваков рассказывает: «Однажды в одном из антикварных магазинов в Кольмаре я увидел яркие расписные «стекла» на религиозные темы. Я поинтересовался, что это за произведения, зная, что Василию Кандинскому нравилась народная живопись на стекле. С тех пор я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы». Всего в состав экспозиции включены более 20 «стекол»: это образы святых и сюжетные композиции, которые описывают полный цикл земной жизни Христа.

Неслучайно выбрано название выставки — «Увлечения». Мало кто знает, что некогда начинающий скрипач Владимир Спиваков серьезно обучался живописи и стоял перед выбором: быть музыкантом или художником. Выбрав однажды музыку, маэстро не утратил страсть к изобразительному искусству. По сей день живопись остается одним из его главных увлечений наравне с увлечением всей его жизни — музыкой. Более 100 работ из своей коллекции Владимир Спиваков подарил Московскому международному Дому музыки, которым руководит уже 15 лет.

К открытию выставки будет издан иллюстрированный каталог, в который войдут интервью Владимира Спивакова и эссе о важнейших разделах коллекции маэстро, в частности, первый исследовательский обзор собрания подстекольной живописи.

Дата: 15 июня 2017
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Произведения из личного собрания Владимира Спивакова в Музее русского импрессионизма 0 1 5 0
0
Новости партнеров
Cобытия и новинки
Показать ещё
×
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!