«Родители – большие молодцы». Дима Зицер комментирует скандал в Школе Тубельского
Мы писали о непростой ситуации, сложившейся в московской «Школе Самоопределения» им. Тубельского. После того, как в первый учебный день после новогодних каникул родители учеников, в знак несогласия с действиями директора, рано утром пришли к школе без детей и громко заявили о своих требованиях по сохранению традиций школы и соблюдении педагогических принципов ее основателя, в прессе бышло более 20 публикаций.
Петиция, написанная учителями, выпускниками и родителями, собрала уже более 11000 подписей. Директор не отменил своего решения демонтировать спортивный комплекс, ситуация с которым послужила детонатором для начала активной фазы противостояния. За разворачивающимися событиями внимательно следит вся педагогическая общественность, а особенно внимательно — учителя и родители учеников тех школ, которые, как и «Школа Саомоопределения», тяжело переживают реорганизацию и появление в школе с традициями новых «эффективных управленцев».
«Новый очаг»: Дима, педагоги и психологи не устают призывать родителей участвовать в жизни своих детей. Читать вместе, путешествовать с пользой, быть рядом в деятельности. «Бунт родителей» школы Тубельского вообще-то парадоксален: протестовать вышли именно те родители, которые привыкли быть рядом со своими детьми и активно участвовать в их жизни и жизни школы. Получается, что заказчиками образования у активных и деятельных мам и пап быть никак не выходит. Что делать? Снова воспитываем на кухне?
Дима Зицер: Я могу сказать, что родители — большие молодцы. У всех нас есть привычка к тому, как все устроено в нашей жизни. В частности, как устроено взаимодействие между школой и родителями. Подобные конфликты говорят о том, что модель меняется. Если мы, следуя прямой логике, посмотрим как существует школа, то довольно быстро придем к выводу, что живет и работает она на наши с вами деньги, по заказу государства, которое выступает посредником и предоставляет нам услугу. Если качество услуги перестает устраивать заказчика, что-то должно поменяться.
Что делают родители Школы Тубельского в данный момент? Они активно заявляют себя в роли заказчиков образования. Сталкиваются с сопротивлением, которое можно назвать словом «реакция». Отвечают на него.
Вообще этот конфликт в глобальном смысле затрагивает область ПРОСВЕЩЕНИЯ — родительского учительского, общего. Встает вопрос: насколько мы готовы соглашаться с чем-то, что для нас неприемлемо? С тем, к примеру, что что кто-то будет повышать голос на наших детей, определять без нашего участия — как им жить, обсуждать их личные качества при посторонних людях, как это зачастую делается в школе?
В данном конкретном случае конфликт связан с бюрократией, желанием стандартизировать все, что возможно, запретить непонятное. Но даже то, что конфликт так широко обсуждается, готовит об изменении привычной модели.
С точки зрения закона любой директор школы — наемный работник. И, находясь в этой роли, он не может однозначно сказать, что «будет так и никак иначе» без согласования с родительсим сообществом. В школе с огромной государственной дотацией такого быть не может.
ДО: Директор тоже действует в интересах ребенка. Именно с этой позиции в массовой школе сейчас происходит реорганизация, в результате которой она становится похожа на инкубатор или камеру хранения детей: все безопасно, все по полочкам, но пошевелиться невозможно.
ДЗ: Сейчас в массовой школе происходит разрыв между подходами, которые годами предлагала школа и необходимостью соответстовать современному обществу. Школа должна слышать запрос на изменения. Я занимаюсь практической педагогикой и часто встречаюсь с учителями. Вы думаете, они не озабочены тем, что происходит в их профессиональной среде? Очень озабочены! Они счастливы были бы перенять другие методы и подходы в своей работе, но им никто не предлагает учиться. Мир сейчас кипит изменениями систем образования, нужно просто не держать дверь закрытой.
Татьяна Колобова
«Новый очаг» продолжает заинтересованно следить за событиями в «Школе Самоопределения» им. Тубельского.