Во что играть с малышом от рождения до 3 лет: советы игротерапевтов

Игра для ребенка – это радость общения, способ лучше узнать себя, близких и окружающий мир. А родители через игру могут укрепить отношения с ребенком и помочь ему развиваться гармонично. Главный вопрос: во что играть с самых ранних месяцев? Рассказывают известные психологи и игротерапевты Матвей и Анастасия Берхины.
Во что играть с малышом от рождения до 3 лет: советы игротерапевтов

Photo by Paul Hanaoka on Unsplash

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несколько правил игры

Старайтесь не торопиться, попадать в темп ребенка. Держите паузу и ждите, пока он ответит – звуками, жестами, взглядом. Обращайте внимание на свои эмоции: улыбайтесь, удивляйтесь, включайте мимику и интонации. Вводите игры понемногу, не перегружая ребенка. Предлагайте разное, следите за реакциями ребенка и больше играйте в то, во что ребенку сейчас интересно – он знает, что ему полезно.

От рождения до 6 месяцев

Игры первых шести месяцев жизни совсем простые, в них будто ничего не происходит, но для маленького человека они чрезвычайно насыщены.

Игры на контакт

Поймайте взгляд малыша и улыбнитесь, подражайте звукам ребенка, закрывайте и открывайте глаза, корчите рожицы. Такие игры – возможность познакомиться: ребенок понимает, что он важен для вас, вы замечаете его звуки и мимику, стараетесь его понять. В игре на контакт малыш постепенно учится общаться, посылая и получая сигналы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Игры с ребенком на контакт
Игры на контакт. Photo by Ana Tablas on Unsplash

«Поймай глазами»

Возьмите один крупный предмет с минимумом деталей и поместите на расстоянии 30 см от лица ребенка. Дождитесь, пока ребенок сфокусируется на нем, а потом медленно двигайте предметом. Если предмет выпал из фокуса, верните его на предыдущую позицию и дождитесь, чтобы ребенок снова поймал его взглядом. Так ребенок будет учиться сосредоточенности, фокусируя свой взгляд и мысль на чем-то одном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поймай глазами. Photo by Jean Carlos Pichardo on Unspl
Поймай глазами. Photo by Jean Carlos Pichardo on Unspl

Игра в «ку-ку»

Закрывать и открывать лицо руками или полупрозрачным платочком. Сначала можно прятать свое лицо, потом отдельные части тела малыша. Для этой игры положите ребенка на спину, чтобы он мог учиться скидывать платочек. Эта игра учит ребенка важнейшей идее постоянства объекта: мама пропадает из поля зрения, но никуда не девается. Закрывая ручки или ножки, мы формируем у ребенка представление о своем теле. Когда он сам скидывает с себя платочек, то чувствует себя компетентным человеком, который может что-то менять в мире, и формирует идею причинно-следственных связей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Игра в ку-ку
Игра в ку-ку

С 6 месяцев

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сенсорные игры

Сенсорные игры. Photo by Thais Morais on Unsplash
Сенсорные игры. Photo by Thais Morais on Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предлагайте ребенку разные ощущения – лед и грелку, сухой рис и каштаны, кашицу из воды и крахмала, коробочки с разными запахами, негромкие шумелки – ряд можно продолжать бесконечно. Важно не перегрузить ребенка, поэтому за раз лучше давать 2–3 предмета, из них не больше одного нового. Так малыш узнаёт мир, развивает органы чувств и способность мозга обрабатывать сигналы. Эти игры закладывают исследовательский интерес к миру и к себе.

Предлагайте разные ощущения. Photo by Troy T on Unsplash
Предлагайте разные ощущения. Photo by Troy T on Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры на коленках

Посадите ребенка на коленки лицом к себе, возьмите за ручки, посмотрите в глаза. Под ритмичный стишок (например, «по кочкам, по кочкам») тихонько качайте вверх-вниз и в стороны, кладите на спину на ноги родителя, катайте с бока на бочок и так далее. Здесь формируется доверие между родителем и ребенком, ребенок развивает чувство равновесия и получает много радости от веселого взаимодействия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Игры на коленках. Photo by Marcin Jozwiak on Unsplash
Игры на коленках. Photo by Marcin Jozwiak on Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры с мячом

Катать друг другу, хватать и бросать, щупать и пробовать на вкус. Мячики можно брать разные по материалу и размеру, от теннисных до фитболов. Кроме сенсорных ощущений эти игры дают ребенку понимание причинно-следственных связей и чувство компетентности. Аналогичным образом можно играть с машинками.

Игры с разными мячами. Фото: pixabay.com
Игры с разными мячами. Фото: pixabay.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лаборатория сложных предметов

Давайте ребенку на исследование кухонные предметы: половник, венчик, шумовку (хит!) и так далее. Сложная форма позволяет захватывать предмет разными способами, развивая запястье и моторику рук, что даст базу для навыков письма. Ребенок изучает форму, вес, материал. Позднее можно добавить взаимодействие предметов между собой: просовывать в дырочку, складывать в коробочку и т. п.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С года

Полоса препятствий

Ходить по лестнице, по наклонным и неровным поверхностям, по тонким «мостикам» (бордюр, доска), пролезать в трубу, кататься с горки. Развивает ловкость и равновесие, знакомит с возможностями тела. Физическое развитие дает базу для психического, и одно без другого невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
pixabay.com

Игры-болталки

Повторяйте за ребенком слоги, выстраивая диалоги из отдельных звуков (например: «Ба!» – «Ма!» – «Ба!» – «Ма!») или коротких слов. Так ребенок учится использовать речь для общения, тренирует речевой аппарат и чувствует себя услышанным.

С полутора лет

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Домики (из подушек, платочков, стульев, коробок и чего угодно еще)

Домик – важнейший способ найти свое место в мире и сделать его уютным. Это область, в которой ребенок может творить что-то большое сам и с помощью родителя, укрепляя чувство компетентности.

pixabay.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игра в уборку

Сортировать предметы, находить им место на полке, протирать пыль и мыть посуду. Не стоит ждать от ребенка реальной помощи в хозяйстве – важнее дать ему возможность «поработать» вместе с вами и поддержать чувство компетентности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С двух лет

Догонялки и прятки

В первую очередь с родителем или другим взрослым. Двухлетний малыш хочет поскорее быть найденным и пойманным, и важно следовать за ним, не навязывая взрослый способ игры. Так ребенок в игровой форме проживает страх и боль разлуки с родителем и двигается к психологическому отделению от него.

Играйте в догонялки и прятки. Фото: pixabay.com
Играйте в догонялки и прятки. Фото: pixabay.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры-валялки

Обниматься, кататься по полу, бороться, драться подушками, кататься на спине родителя, проползать под родителем, кружиться и т. д. Это прекрасный способ почувствовать себя ближе с родителем, развивая ловкость и координацию, насыщаясь телесным контактом, изучая границы тела.

Игры-валялки. Photo by Dan Burton on Unsplash
Игры-валялки. Photo by Dan Burton on Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ролевые и сюжетные игры

Дочки-матери, кухня, магазин, больница, солдатики, машинки и др. Предлагая эти игры, важно давать пространство для идей ребенка и поддерживать их, даже если они кажутся нелогичными. Через них ребенок осваивает ролевые модели, «обдумывает» открывающийся большой мир и его законы, учится справляться с эмоциями. Однажды начавшись, почти каждая из этих игр остается в жизни ребенка на долгие годы, «подрастая» вместе с ним. Так игровой репертуар малыша с каждым годом становится богаче.