7 советов, как справиться с ребенком-потребителем

В честь Всемирного дня отказа от покупок мы разобрались, как объяснить детям, что счастье не только в модных гаджетах и новых игрушках.
7 советов, как справиться с ребенком-потребителем
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня само общество делает все возможное, чтобы превратить наших детей в потребителей. Если у тебя нет модных кроссовок, говорящей куклы, компьютера, смартфона с прямым выходом в Интернет, ты никто. Что делать? Предлагаем воспользоваться нашей инструкцией.

1. Не спешите винить детей

Маркетологи во всем мире разрабатывают специальные рекламные кампании, ориентированные на детей. И если еще 20 лет назад эти стратегии были нацелены в основном на подростков, то сейчас — уже на пяти-шестилетних! Маркетологи часто называют детей потребителями «три в одном». Во-первых, дети приобретают что- то на свои карманные деньги. Во- вторых, ощутимо влияют на решения родителей при покупке чего-либо. В-третьих, предпочтения в области брендов и производителей формируются еще в детстве, и, став взрослым, ребенок будет долгие годы сохранять верность любимой марке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Помогите ребенку

  1. Не искушайте детей. Не думайте, что бесконечными отказами вы сможете воспитать в ребенке силу воли. Если вы знаете, что во время похода по магазинам он будет выпрашивать то одно, то другое, не берите его в магазин. Старайтесь избегать тех мест, где детей подстерегает особенно много соблазнов.
  2. Как можно меньше рекламы. Если ваш ребенок весь выходной сидит у телевизора, просматривая сотни рекламных роликов, нет ничего удивительного в том, что он постоянно требует то говорящих кукол, то чудесных йогуртов, то мороженого в форме банана, причем в кожуре из белого шоколада. Скачивайте детские фильмы и передачи из Интернета, чтобы избежать рекламы. Со школьниками уже можно по-взрослому разговаривать о том, что такое реклама, как она создается и для чего.
  3. С подростками можно поговорить на еще более серьезную тему: почему общественное мнение поощряет нас к тому, чтобы как можно больше покупать? Потому что это мнение формируется под влиянием крупных продавцов и производителей. Им выгодно, чтобы люди работали как можно больше и покупали как можно больше, благодаря этому производители сказочно богатеют день ото дня. Спросите своего подростка: хочешь ли ты становиться винтиком в этой огромной системе? Еще одним осликом, который бесконечно бегает по кругу? Ты хочешь жить так, как ты считаешь нужным? Или так, как тебе диктует реклама? Предложите подростку подумать над этим и сделать выводы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Простые советы

Как ограничить аппетиты ребенка?

Если детям больше 7−8 лет, договоритесь о еженедельной сумме на карманные расходы. Эти деньги ребенок может тратить по своему усмотрению, ничего сверх этого он не получит.

Опыт показывает, что ребенок-потребитель особенно усердствует в отпуске. Выдайте ребенку на расходы ту сумму, которая кажется вам разумной. Объясните, что больше в течение отпуска дети ничего не получат.

Неплохой вариант: родители объявляют, что в конце месяца могут купить для ребенка что-то на определенную сумму. В течение месяца ребенок составляет список того, что хочет получить, а 30-го числа выбирает самое нужное.

Приучайте детей аргументировать свои просьбы. Аргумент «хочу» или «это у всех есть» не принимается. Если ребенок сможет доказать вам, что ему действительно необходим новый фотоаппарат, вы его купите.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Сведите к минимуму нежелательные контакты

Вы наверняка замечаете, что в вашем окружении есть люди, которые не лучшим образом влияют на отношение ребенка к покупкам. У сына есть друг, который постоянно хвастается новыми гаджетами, доводя вашего ребенка до слез? Сделайте все возможное, чтобы у сына появились другие знакомства — отдайте в новую секцию или кружок, поощряйте общение с теми детьми, кто не зациклен на бесконечных покупках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Главное средство воздействия — ваш личный пример

Мы можем сколько угодно рассказывать детям о том, что такое хорошо и что такое плохо, но все-таки они больше верят делам. Если мама носит только те джинсы, где на попе нарисована эмблема известной марки, а папа покупает в кредит дорогой «статусный» автомобиль и все семейство потом пять лет с трудом расплачивается за него, скорее всего и ребенок будет заядлым потребителем.

5. Смиритесь с тем, что в каких-то случаях вам придется уступить

Да, иногда вам придется выбирать — ваши принципы или спокойствие ребенка. Конечно, если речь идет о дорогих вещах, которые в любом случае за пределами ваших возможностей, вы будете вынуждены отказать. Но, если у всех до единого детей в классе есть мобильные телефоны, а у вашего — нет, он будет чувствовать себя по меньшей мере некомфортно. Готовы ли вы поставить ребенка в такое положение? И пусть телефон третьекласснику не нужен, пусть вы встречаете сына каждый день после школы, и он никуда не ходит один. В подобной ситуации нет готовых решений, и каждому родителю придется отвечать на этот вопрос самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Научитесь твердо говорить «нет»

Если дети выпрашивают то, что вы определенно не можете себе позволить, или то, что вы не намерены покупать ни при каких условиях, не отделывайтесь туманными фразами «может быть, потом» или «там видно будет». Говорите честно и аргументируйте свой отказ. Разумеется, ребенок не успокоится и будет клянчить снова и снова. Старайтесь не терять самообладания и как можно спокойнее повторяйте свое «нет».

7. Договоритесь с ребенком

Итак, юный потребитель требует новых покупок. Как и о чем с ним говорить, чтобы прийти к разумному соглашению?

Шаг 1. Скажем, у вас требуют новый телефон, который в два раза дороже старого, купленного всего год назад. Ребенок чуть не плачет и клянется, что не может без него жить. Спросите, зачем ребенку эта вещь. Попросите подробно рассказать, что такого есть в этом гаджете. Если выясняется, что в нем очень хорошая камера, а ребенок увлекается фотографией, то возможно, просьбу стоит обдумать. Но часто оказывается, что новая модель по техническим характеристикам даже уступает новому телефону и дело лишь в престиже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шаг 2. Ведите разговор так, чтобы ребенок сам понял: новая вещь нужна только для того, чтобы хвастаться, быть не хуже других и т. п. На самом деле он хочет, чтобы его уважали, любили, считали крутым. Поразмышляйте вместе: что нужно изменить в образе жизни, чтобы его самооценка была в порядке вне зависимости от покупок? А может быть, стоит изменить круг общения.

Шаг 3. Если переубедить ребенка не получается, отложите решение. Скажите, что вам нужно время, чтобы все обдумать. Попросите маленького потребителя тоже поразмыслить на досуге и приготовить для вас новые аргументы, потому что старые не показались вам убедительными.

Шаг 4. Если дело для вас не столько в принципах, сколько в стоимости вещи, прямо скажите об этом ребенку. Договоритесь о том, что он сможет получить ее в подарок на Новый год или на день рождения, на окончание учебного года — при наличии хороших оценок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шаг 5. Подпишите договор. Ребенок обещает вам золотые горы, если вы согласитесь купить ему набор бакуганов, но потом быстро забывает о своих обещаниях? Можно подписать договор. Содержание примерно такое: «Мама и папа обязуются купить своему любимому сыну Пете набор бакуганов. Петя обязуется играть в них только после того, как добросовестно сделает все уроки, наведет порядок в своей комнате и выбросит мусор. В будние дни Петя может играть в них до 21.00, в выходные — до 22.00. Если Петя нарушает условия договора, то лишается права играть в бакуганы на один день. Подписи сторон».

карманные расходы

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, многие российские родители дают детям деньги на карманные расходы.

59% опрошенных ограничиваются скромной суммой — до 500 рублей в месяц;
17% родителей дают детям от 500 до 1000 рублей в месяц;
8% — от 1000 до 2000 рублей;
3% — от 2000 до 3000 рублей;
2% — свыше 3000 рублей.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложный вопрос

Как объяснить ребенку, если в семье нет денег? Прежде всего будьте честны. Дети тонко чувствуют обман и на интуитивном уровне улавливают ситуацию в семье. Возможно, вам кажется, что они не подозревают о проблемах, но скорее всего это не так.

С младшими школьниками можно говорить о деньгах честно и по существу. Скажите, что денег в семье сейчас не так много, как хотелось бы. Назовите понятную для ребенка причину: папе временно сократили зарплату, мама сейчас в декрете и не ходит на работу, бабушка болеет и много денег тратится на лекарства. Даже если вы и сами пока не понимаете, сколько продлятся финансовые трудности, скажите ребенку, что проблема эта преодолима и с ней можно справиться.

Назовите примерные сроки, когда все может наладиться. А под конец разговора обнимите ребенка и скажите, что денег в семье может быть немного, но это временное явление. А вот любви в вашем доме меньше не стало, и это — навсегда.