Май 2017
Новый номер
В продаже
с 17 апреля!

Почему дети не читают?

Попытаемся найти ответ на этот родительский вопрос.

Наши дети – другие. Они путешествуют по миру, заводят знакомства в социальных сетях и болтают по скайпу с подружкой, живущей в соседнем доме. Им трудно объяснить, что такое сбор пионерской дружины и зачем научным сотрудникам нужно было ездить на картошку. В их жизни есть столько всего, о чем мы не то что не мечтали – даже представить не могли! Но мы читали книги. А они нет.

БЫЛО ВРЕМЯ

Образ ребенка, прячущегося под одеялом с книжкой и фонариком, использует почти каждый сайт или блог о детском чтении. Это иллюстрация нашего с вами детства, которую мы (в основном безуспешно) пытаемся воспроизвести, став родителями. Но, кажется, она так же далека от современной реальности, как и прием в пионеры. Одна 32-летняя девушка сегодня со смехом вспоминает, как мама запрещала ей слишком долго читать («Не выспишься!») и даже прятала не подходящие по возрасту книги (Золя и Мопассана) на самую высокую полку. Конечно, запретный плод был еще слаще: девочка сооружала башню из табуреток и, рискуя здоровьем, все- таки добиралась до книг. Сейчас же любая мама сама готова вложить в руки ребенку практически любую книжку – только читай. Но… нет!
А может, книги окончательно уходят в прошлое, и дети первыми чувствуют это? Все большее количество информации, тем более той, что по-настоящему интересна современному школьнику, поступает через телевизор, компьютер, социальные сети. Да и время такое – стремительное, технологичное. Но, как гласит название книги, получившей в 2011 году один из призов всероссийского конкурса «Книгуру» на лучшее литературное произведение для подростков, – «Время всегда хорошее». Ее авторы, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, переместили двух ребят во времени: Олю из 2018 года в 1980-й, а «восьмидесятника» Витю, наоборот, в будущее, и показали, что при всех переменах в обществе дети остаются детьми. Так что, надежда привить ребенку вечные ценности, в нашем случае любовь к чтению, есть. Нужен лишь подход.
«Книгуру» – российский конкурс, призванный найти лучшую литературу для юных читателей, проходит с 2010 года. Уникальность конкурса: в жюри – только дети! Все произведения финалистов в открытом доступе на сайте http://книгуру.рф. 

СТОЛЬКО ПЛЮСОВ

Почему же так важна именно художественная литература? Чем она отличается от газет, сайтов, инструкции по эксплуатации нового телефона или информации на коробке с хлопьями? Специалисты в этом вопросе единогласны: чтение расширяет кругозор и обогащает речь, развивает чувство языка и воображение, не говоря уже о том, что именно литературные герои способны преподать моральные уроки, подсказать, что такое хорошо и что такое плохо. А еще чтение книги захватывает – как ничто другое. В роман погружаешься с головой, проводишь с его героями много времени (значительно больше, чем с героями фильмов или шоу!), им сильнее сопереживаешь. И потом книга еще долго не отпускает…
Но наши дети, которые научились  ходить на горшок и в Интернет практически одновременно, способны ли получать удовольствие от такого размеренного, сосредоточенного занятия? Как подступиться к ребенку, который заявляет: «Читать – скучно»?

ИЩЕМ ПОДХОД

Начинать надо, как водится, с себя. Личный пример и тут необходим. Нравоучения в духе «я-то в твоем возрасте ого-ого» не помогут. Интересный подход к чтению можно найти в книге «Как роман» французского писателя и педагога Даниэля Пеннака. В ней много любопытных и забавных эпизодов, а еще излагаются права читателя, среди которых есть: 
 
право перескакивать страницы, 
 
 право не дочитывать книгу, 
 
 право читать что попало, 
 
 право молчать о прочитанном. 
 
Подумайте, какие правила подействует именно на вашего ребенка? Например, Анастасия (37 лет) придумала для своих сыновей – Саши (10) и Артема (12) – такой аргумент:
«Когда много читаешь, можно не зубрить правила правописания – в трудных случаях срабатывает зрительная память». Неизвестно, подействовал ли именно он или что-то
другое, но мальчики довольно часто берут книги в руки.
Единственное, от чего предостерегают специалисты – это подкуп. «Платить» за прочитанное – деньгами или удовольствиями – опасно. «Внешние побуждения могут принести большой вред, разрушив тонкую ткань собственной внутренней активности детей», – считает известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер.

ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ

Многие педагоги советуют не устанавливать строгих рамок: пусть поначалу ребенок читает все, что хочет (комиксы, журналы), главное, чтобы он привык к самому процессу превращения букв в мысленные образы, почувствовал радость познания,  понял, что чтение может приносить  удовольствие.
Этим советам вторит и немецкий писатель начала XX века Ганс Фаллада. Вся его семья – родители и четверо детей – были «запойными» читателями, особенно одна из сестер, по имени Итценплиц. Мама предсказывала дочери мрачное будущее: упустит все на свете, уткнувшись в книжку. Но брат защищал увлечение сестры, выросшей, к слову, нормальным человеком: «А Итценплиц чего только не знает, у нее всегда есть, о чем рассказать. Она снимает мед с каждого цветка, даже дурно пахнущего, как однажды сказал отец».
Но в наше время некоторые книги источают дурные запахи почти наяву: пока родители ужасаются, появляются все новые произведения с, мягко говоря, странными героями.
Вот, например, навскидку несколько книг: «Маленькая книжка о какашках», «Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову» зарубежных авторов. А отечественные «Приключения какашки» Анны Сучковой с трогательными картинками – скорее, книжка-прикол для взрослых, выпад в сторону телевидения. Но все они одним своим названием приводят детей в буйный восторг. Дети постарше пересылают друг другу давно бродящий в Интернете немецкий образовательный комикс «Новая папина жена, которую зовут Роберт», где несчастная мама объясняет мальчику лет восьми, почему их папа ушел к некоему дяде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На самом деле качественная и современная детская литература все-таки есть. Целенаправленно занимаются ею преимущественно небольшие издательства: «Розовый жираф»,
«КомпасГид», «Самокат», «Время», издательская группа «Энас», «Мелик-Пашаев» и другие. Они умело заполняют полку подростка достойными книгами – родителям нужно
только приложить усилия, чтобы следить за новинками.

ДЕТСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

«Розовый жираф» – www.pgbooks.ru – книги, новости, акции и блоги. 
 
«КомпасГид» – book.kompasgid.ru – книги для удобства каталогизированы по возрасту: 2-4, 5-7, 8-11, 12-16. 
 
«Самокат» – www.samokatbook.ru – книги для тех, кто только учится читать, и тех, кто делает это уже не первый год. Лучших современные русские и зарубежные авторы.
Классика детской литературы. 
 
«Энас» – www.enas.ru – развивающая литература для начальной школы, детские и подростковые серии. 
 
«Время» – books.vremya.ru – книжная серия: «Время – детство!». 
 
«Мелик-Пашаев» – www.melikpashaev.ru – превосходно иллюстрированные произведения для детей.

КРУПНЫЕ ИГРОКИ

Но и крупные книжные издательства сегодня уделяют повышенное внимание книгам для детей и подростков. Так, международная ассоциация «Живая классика» и издательство «Махаон» (Издательская Группа «Азбука-Аттикус»), желая привлечь внимание детей к чтению, проводят конкурс юных чтецов «Живая классика». В феврале проходил школьный этап конкурса, его сменил районный, затем областной. 1 июня – всероссийский финал.
Всего в конкурсе приняли участие около 2 млн детей из 58 тысяч школ России. Массовость не случайна: правила конкурса позволяют ребятам представлять книги, которые им действительно нравятся, в удобной для них форме. Можно читать наизусть, по книге или букридеру. Подробнее: youngreaders.ru.
А издательство «Росмэн» с 2009 года проводит ежегодный литературный конкурс «Новая детская книга». Цель – привлечь внимание читателей к российской детской и юношеской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов. И это не просто слова. Уже издано 5 книг, к публикации готовятся другие. Подробнее: rosman.ru/new_book. 
Также в 2012 году «Росмэн» анонсировал цикл дискуссионных мероприятий, посвященных вопросам детской литературы. Журнал «ДО» был приглашен на один из круглых
столов. Вот несколько мнений в ходе дискуссии «Новые дети – старые книги: куда идет литература?».
Ирина Муромцева, телеведущая: «Самой главной проблемой современной литературы является непонятный язык, чуждые сюжеты и атмосфера. Вот почему все чаще родители обращаются к современным иностранным авторам – те говорят с ребенком на доступном ему языке. Язык же классических сказок и произведений советских писателей весьма архаичен… Конечно, нельзя недооценивать, что современный ребенок крайне загружен, у него меньше свободного времени, чем у его родителей во времена детства. И тем не менее: чтение – очень важно. Читая, ребенок ищет ответы на свои вопросы. Еще это способ побыть наедине с самим собой».
Владимир Грамматиков, режиссер, креативный продюсер Disney Russia, видит причину проблем современной детской литературы в отсутствии связи между поколениями: «Писатель не понимает, кому он будет адресовать свое произведение, – он слишком мало знает о современных детях и не понимает, в какой среде должен действовать герой. Проблема актуальных современных сюжетов характерна и для кинематографа».
Андрей Усачев, детский писатель: «Я не думаю, что электронная книга или какой-либо другой носитель способен «убить» детскую книгу. Не стоит и искать угрозу книгам и в те- левизоре, компьютере или электронных ридерах: если дети начинают меньше читать, то совсем не по причине новых технологий».
Оксана Кабачек, психолог: «Хотя результаты различных исследований, которые проводятся в нашей стране, говорят в пользу того, что интерес к чтению у дошкольников и младших школьников стабилен и не снижается (и это прямая заслуга бабушек и дедушек!), тем не менее на лицо существенный глобальный кризис чтения в связи с формированием новой социокультурной обстановки. И дело тут, я согласна, не в носителях… Особо отмечу: чтение – исключительно важно. Нет ничего, что могло бы его заменить. В отличие от просмотра кино или передач, читая, ребенок сам воссоздает картину мира. Чтение тренирует и развивает способности образного мышления. В этом процессе участвуют мышление, фантазия, речь, эмоции, ценности – все, что составляет личность человека

По данным издательства «Росмэн»,  на начало 2012 года в России 80% «детских» книг приходилось на долю классических авторов и только 20% – современная литература.

КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ?

А сможете ли вы сами ответить на этот вопрос? К сожалению, многие родители считают, что там скука и паутина по углам. А это не так! Многие современные библиотеки живут полной жизнью: подключены к Интернету, в них проводятся занятия, лекции, спектакли. Например, в Российской государственной библиотеке для молодежи есть манга-студия, клубы «Играем в мафию» и джазовый. Поищите место, где понравится вашему ребенку, «заманите» раз-другой, а потом он и сам втянется. Еще одна примета времени – электронные и интерактивные книги.
Это удобно: можно закачать сразу много всего, легко носить в сумке, идеально для долгих путешествий. Хотя, будем честны, для детей и подростков, это еще и очередной гаджет. 36-летняя Марина купила своей 14-летней дочке ридер – и девочка стала намного больше читать: «Я не уверена, что ридер заменяет разноцветную стопку книг, но я точно знаю, что родители должны найти что-то, что привлечет внимание ребенка».

СЛОВО РОДИТЕЛЯМ

А ваши дети читают обычные книжки ? Обсуждение в социальной сети:

«Мои читают. Каждый вечер. Хотя многие, знаю, нет. Но справедливости ради замечу, в наше время тоже не все читали запоем». (Яника)
«Старшая дочка читает! Сегодня есть хорошая литература». (Мария)
«Многие знакомые отказались от ТВ и гаджетов, и это им реально помогло – их дети теперь читают. Я пока слаб для такого кардинального решения. Нашел компромисс: своим купил ридер». (Алексей)
«Старшая читает только то, что ей нравится: фэнтези, про Гарри Поттера. Что же до нашего детства: да, мы читали больше, но ведь и делать особо было нечего». (Виктория)
«Старшая дочка читает запоем на английском. А вот с книгами моего детства у нее не сложилось. Говорит, тоска. Даже Конан Дойль не пошел… Младшему читаю много: Усачева, рассказы Киплинга, стихи Мориц, Бродского, Хармса. Выслушал всего «Волшебника Изумрудного города». Но слушать и читать – совсем разные вещи…» (Дарья)
«Сын читает, если айпэд отобрать. Или по договору: сколько времени читает, столько играет». (Татьяна)
«Мое мнение: электронные книги в будущем вытеснят бумажные. Появится адаптированная для малышей техника (противоударная, водонепроницаемая и пр.), которая с легко- стью будет передавать красочность объектов в динамике». (Евгений)

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Маргарита Воздвиженская, учитель русского языка и литературы, работает в школе более 20 лет: «Всегда были читающие дети, но их никогда не было много. И совсем мало тех, кто читал хорошие книги. Пока родитель может влиять на ребенка, на его отношение к чтению, нужно влиять. В чем-то ограничивать, что-то запрещать. Конечно, выбор книг и жанров частично зависит от того, что читают в семье. Можно считать, что дети сами перерастут литературу сомнительного качества и захотят что-то глубокое. Но чаще, что уж скрывать, подростки или останавливаются на этом уровне развития, или вообще теряют интерес…
С другой стороны, я вижу, что с появлением электронных носителей положение улучшилось: даже стало модно читать что-то свое на переменах. Может, и не все поте
ряно?!»

Интерактивные книги

Книги, доступные для iPad и iPhone, в прямом смысле слова предлагают по-новому взглянуть как на классические, так и на современные произведения. Эти книги можно читать, слушать, а с картинками еще и играть – они оживают и двигаются от прикосновений. В восторге будут не только дети, но и (признаемся) взрослые.


«Муха-цокотуха» и «Мойдодыр» – созданы по сказкам Корнея Чуковского, иллюстрации – известного художника Евгения Антоненкова.


«Красная Шапочка» – сочные картинки, анимационные эффекты, возможность взаимодействовать с персонажами.


«Иван Царевич» – смешная и захватывающая сказка, знакомые герои, среди которых Василиса-Премудрая, Иван Царевич, Серый Волк, Баба- яга, Ученый Кот и другие.


«Кто украл Луну?» – увлекательная книжка, главный герой которой, как и многие мальчишки, увлечен космосом и особенно Луной. Текст читает актер Владимир Вдовиченков.

Онлайн-версия

Электронные версии книг и аудиокниг доступны на следующих ресурсах (можно купить, скачать бесплатно, читать онлайн):
• litres.ru – «ЛитРес»;
• litportal.ru – «Литературный сетевой ресурс»;
• lib.aldebaran.ru – «Библиотека Альдебаран»;
• fenzin.org – «Фензин» (фантастика и фэнтези);
• fictionbook.ru – «Библиотека FictionBook: популярные книги на этой неделе»;
• bookz.ru – «Электронная библиотека»;
• bestlibrary.ru – «Онлайн-библиотека» (использование текста разрешено в личных целях);
• imobilco.ru – «Аймобилко» магазин электронных книг. Есть бесплатный раздел;
• ozon.ru – «Онлайн-мегамаркет».

6 советов, как приучить ребенка к чтению

ВОТ НЕСКОЛЬКО ИСПЫТАННЫХ ПРИЕМОВ, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ РЕБЕНКА В ЗАЯДЛОГО ЧИТАТЕЛЯ.

1. Читайте сами. Чем больше вы сами будете получать удовольствия от книг, чем чаще обсуждать их с мужем, друзьями, тем больше вероятность, что ребенок повторит ваше поведение. 
 
2. Следите за новинками и тем, чтобы в доме появлялись книги, способные заинтересовать именно вашего ребенка. Обновляйте запасы, просматривайте тематические сайты в поисках любопытных книжных новинок. Выбор сегодня есть! 
 
3. Подпишите ребенка на журнал: про автомобили, компьютеры, животных – выберите подходящий вместе с ним. Журнал выглядит не так пугающе, как книга: в нем больше картинок, статьи короткие. К тому же детей привлекает регулярность, им нравится каждый месяц ждать новую порцию удовольствия. 
 
4. Посещайте события, связанные с книгами. В Москве и других крупных городах несколько раз в год проходят книжные выставки, конкурсы, ярмарки. Ищите, участвуйте!
5. Оживляйте школьную программу. Заранее расскажите что-то интересное и необычное про тех писателей или про те книги, которые ребенку только предстоит изучать, сходите на спектакль по классической пьесе – тогда обязательные произведения вызовут у подростка более живой отклик. 
 
6. Проводите вместе время. Иногда детям, даже тем, что уже выше мамы на голову, просто нужно внимание. Совершите набег на книжный магазин, а потом, в кафе, за чашкой латте, поговорите о ваших покупках, рассмотрите их. Если ребенок уже достаточно взрослый, читайте вместе одну и ту же книгу, после обсуждайте ее – это прекрасный способ не только увлечь чтением, но и пообщаться с подростком.
ФОТО: FOTOBANK/GETTY Дата: 01 июня 2012
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Почему дети не читают? 5 1 5 3
3
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 3
Африканка
Африканка 22 01 2017 11:17:45

Как то не сталкивались с этой проблемой. 15 летняя внучка даже свои карманные деньги может потратить на покупку бумажной книги. Старшая, когда была еще малышка просила еще немного почитать, прежде чем она ляжет спать. Мальчишки внуки, тоже читающие. Старший собирает уже свою библиотеку. младшего больше занимает фантастика. Возможно здесь сыграл пример родителей.

Cобытия и новинки
Показать ещё