Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Откуда берутся дети и другие неудобные вопросы

Рано или поздно малыш начинает задавать вполне логичные вопросы по поводу очевидных визуальных различий между мальчиками и девочками. Взрослые обычно реагируют на подобные «почему» крайне нервно: одни виртуозно уходят от ответа, а другие, наоборот, сразу же стараются вывалить на ребенка максимум информации. Как и во многих других случаях, в деле полового воспитания лучше придерживаться золотой середины

откуда берутся дети

Самая распространенная ошибка взрослых – проекция на ребенка собственного сексуального опыта и личных интимных переживаний. В результате невинный вопрос мальчика о том, почему он не может носить купальник вместо плавок, заставляет родителей всерьез забеспокоиться по поводу его будущей ориентации. На самом деле детский интерес касается не секса как такового и всего, что с ним связано, а весьма конкретных деталей (причем чаще всего речь идет о сиюминутном любопытстве).

  1. Старайтесь отвечать строго на поставленный вопрос, не развивая тему дальше без инициативы со стороны ребенка. Почему мама и папа спят вместе? Потому что муж и жена все делают вместе: едят, спят, ходят по магазинам, воспитывают детей – вот такие они дружные. Следующий, уточняющий, вопрос может возникнуть у юного исследователя очень нескоро, например, через год – и до этого момента вам удастся обойтись без ненужных подробностей.
  2. Не медлите с ответом и не пытайтесь перевести разговор в другую плоскость. Ваше замешательство лишь усилит интерес к сексуальной тематике. Лучше сказать мало и не очень понятно, сделав это спокойным, будничным тоном, а не прочитать себе под нос целую лекцию. Заметив вашу неуверенность, ребенок снова приступит к расспросам, чтобы насладиться своей властью.
  3. Не обещайте рассказать что-либо потом, когда малыш станет постарше. Ребенок уверен в том, что он ужасно взрослый, и переубедить его в обратном практически невозможно.
  4. Обсуждая вопросы пола, делайте акцент на том, как они связаны со здоровьем человека и с законами природы, не пытаясь описывать сексуальные желания взрослых, их переживания и мотивы. Дошкольнику трудно представить, что вы имеете в виду.
  5. Дети, как австралийские аборигены, обладают магическим мышлением. Поэтому, если вы что-то слегка приукрасите, сместите акценты, а о чем-то вообще умолчите, это пойдет лишь на пользу. Будучи противниками теории «аиста», многие взрослые стремятся говорить правду и только правду, что все равно рано или поздно заводит их в тупик. В какой-то момент родители обнаруживают, что ребенок понял далеко не все из сказанного, а то, что понял, исказил до неузнаваемости. Поэтому на вопрос «Что такое прокладки?» можно ответить, что это что-то типа стелек в ботинках, но только в трусах. А используют их для того, чтобы тонкое белье дольше служило.
  6. Не падайте в обморок, когда ребенок приносит из детского сада или из гостей какую-нибудь информационную «бомбу» – например, восторженно заявляет: «Мам, теперь я знаю, что такое секс». Попросите, чтобы малыш просветил и вас, и, скорее всего, вы узнаете, что секс – это когда дяденька и тетенька целуются в постели или лежат там голышом. Подтвердите достоверность этой информации и запомните имя того умника, который снабдил ваше чадо новыми знаниями. С одной стороны, он избавил вас от необходимости знакомить ребенка с неоднозначными понятиями. С другой – теперь вам придется вести с ним заочную полемику: такой «развитый» друг обычно является источником всевозможных мифов на сексуальную тематику, которые приходится развенчивать. На самом деле не так важно, от кого малыш получает информацию, главное, чтобы именно к вам он обращался за разъяснениями.
Немного статистки

Половое воспитание в Советском Союзе ограничивалось скудной информацией о физиологических функциях женского и мужского организмов и не включало в себя сведений о риске нежелательной беременности, способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Это привело к тому, что в 1960-1980-х годах СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов. В постсоветской России возникла другая проблема: широкое освещение «половой» темы в молодежных СМИ создало у детей уверенность в допустимости раннего начала половой жизни. В итоге возросло количество совсем юных мам: к 2002 году в России из 1000 матерей 30 были подростками. Кроме того, из 1,5 млн абортов, сделанных в 2006 году, 10% пришлось на девушек до 19 лет.

Эти данные говорят о том, что помимо информации, которая, безусловно, важна, огромное значение имеет воспитание ответственности за возникающие сексуальные отношения. Например, в Голландии программа полового воспитания (она включена в школьную программу с младших классов) формирует у ребенка осознание необходимости «дозреть» до взрослого поведения. Средний возраст первых сексуальных контактов в этой стране составляет 17,9 года, а доля подростковых родов – одна из самых низких в мире (5 человек на 1000).

Как бы откровенны вы ни были с ребенком, необходимо сформировать у него представление о том, когда обсуждение половых вопросов уместно, а когда – нет. Для этого нужно объяснить, что такое личное пространство человека, и почему не следует его нарушать.

  1. Спросите малыша, как он отнесется к тому, если его поцелует мама? А если это сделает тетя Рита из Воронежа, которую он видел два года назад? И, наконец, что будет, если подобную вольность позволит себе незнакомая продавщица в магазине? Объясните ребенку, что каждый человек чем-то похож на домик: кого-то он впускает к себе в гости, а от кого-то отгораживается забором и запертой дверью. Кричать, увидев на пляже полную женщину в купальнике: «Мама, смотри, у нее грудь больше, чем у тебя!!!» – нехорошо. Это все равно что выбивать ногой дверь в чужой домик. Очертите круг тем, на которые не следует говорить со всеми подряд.
  2. Поясните ребенку разницу между секретом и интимностью. Секрет возникает тогда, когда кто-то не хочет, чтобы другие знали о том, что он делает. А интимность – это когда все знают, что человек делает, но не хотят ему мешать. Слово «интимный» можно заменить на «личный»
  3. Поговорите о том, как защищать границы своего «домика». Расскажите, что никто не имеет права трогать ребенка, рассматривать какие-то части его тела, если ему это неприятно. Объясните малышу, что он может не отвечать на вопросы сверстников и чужих взрослых, если они касаются чего-то личного.
  • 1
  • /
  • 2
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Откуда берутся дети и другие неудобные вопросы 5 1 5 2
2
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 1
Елена Павлова
Елена Павлова 23 09 2014 20:18:45

Ох, какая серьёзная тема. Действительно, порой неожиданные вопросы на данные темы просто ставят в ступор. Лучше быть подготовленным к ним и знать как и на что отвечать Спасибо за подсказки, это очень полезная информация.

Cобытия и новинки
Показать ещё