Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Детские радости

Дети верят рекламе, и многие производители товаров этим намеренно пользуются.

Адресатами всевозможной рекламы все чаще становятся наши дети, которые искренне верят в то, что этот шампунь – самый душистый, а эти джинсы – самые крутые. Возможно ли обуздать желания маленьких модников?

Полгода назад, когда моей дочери исполнилось 9 лет, я потратила 3,5 тыс. рублей на куклу, о которой она давно мечтала. Кукла это не простая: героиня популярного мультфильма, в роскошном платье, с крыльями, в огромной разноцветной коробке. Потом выяснилось, что для феи нужно купить зверька-помощника (400 руб.), запасное платье (700 руб.), а кроме того, оказались совершенно необходимы зонтик, пенал, портфель и купальник с изображением любимых персонажей. Гениальная маркетинговая политика авторов мультфильма привела к тому, что на все эти сокровища можно потратить поистине астрономическую сумму, причем конца приобретениям не будет никогда. Потому что после зонтика появится чашка, после портфеля – пляжная сумка, а после солнечных очков – часы и фантастически модные резиновые сапожки. Подозреваю, что концу года, с учетом всех праздников, благополучного перехода в четвертый класс, побед на олимпиадах, новогодней феерии и подарочков от зубной феи наши траты могут дойти и до 20 тыс. руб. И это только начало, ведь наша девочка пока достаточно равнодушна к одежде.

13% российских родителей покупают детям игрушки примерно раз в неделю.

Дети от 8 до 12 лет – приоритетная целевая аудитория для многих производителей. Во-первых, в этом возрасте ребята уже сами могут принимать решения о том, во что играть и что носить. А во-вторых, разброс их интересов широк, как никогда. Девочки одинаково заинтересованно покупают и игрушки, и одежду, и косметику, и журналы. А мальчики легко переключаются с конструкторов и трансформеров на модные джинсы, телефоны и mp3-плееры. Именно в этом возрасте для детей становится особенно важно заявить друзьям и одноклассникам о своем статусе, а сделать это проще всего с помощью мобильных телефонов, одежды определенных марок и дорогих игрушек. Дело в том, что в 9–10 лет дети впервые делают небольшие шаги в сторону от родителей. Если еще пару лет назад мама и папа были самыми важными людьми на свете, теперь не менее важным становится и мнение друзей. Ребенок ищет новых единомышленников, устанавливает новые отношения. И как бы мы к этому ни относились, материальные приобретения ребенку помогают. А в конечном итоге, все это приводит к многомиллионным прибылям для производителей детских товаров.

66% опрошенных считают расходы на детскую одежду, игрушки и школьные принадлежности слишком высокими.

Во многом спрос среди детей и подростков формирует реклама, под влияние которой школьники попадают особенно легко. Российское законодательство ограничивает размещение рекламы в детских и образовательных телепередачах: реклама может размещаться только в самом начале и конце программы, причем ее продолжительность (1–3 минуты) напрямую зависит от длительности передачи. А осенью 2010 года несколько крупнейших международных корпораций обещают подписать соглашение о том, что не будут рекламировать свои товары на российском ТВ, если больше половины зрителей передачи составляют дети до 12 лет. Но, тем не менее, у рекламодателей остается масса возможностей для того, чтобы заявить о своих товарах. Причем даже психологи признают, что лучше всего работают те ролики, которые не просто рассказывают о достоинстве игрушек или одежды, а создают иллюзию особого мира, созданного специально для ребенка и его друзей. Ведь именно такого безопасного и дружелюбного маленького мирка ищет ребенок, когда делает первые шаги из семьи.

Дети верят рекламе, и многие производители товаров этим намеренно пользуются.

Понятно, почему дети так падки на рекламу и требуют все больше покупок. Но почему у них на поводу идут родители? Любой здравомыслящий взрослый скажет, что 3,5 тыс. руб. за куклу или 7 тыс. за джинсы – это явный перебор. И, тем не менее, мы соглашаемся тратить эти деньги, даже сознавая, что это неправильно. Здесь задействованы самые разные мотивы. Кто-то не хочет, чтобы дети чувствовали себя изгоями среди друзей и одноклассников, кто-то из родителей с радостью тратится на вещи, о которых сам в детстве не мог и мечтать. Те, кто много работает, признаются, что покупают дорогие подарки, когда чувствуют, что не могут уделить ребенку достаточно времени. А бывают дни, когда мы просто сдаемся, больше не в состоянии противостоять детским просьбам: «Мама, ну, пожалуйста! У всех в классе уже есть мобильные телефоны, на переменах все перекачивают друг другу картинки и музыку, а со мной даже никто разговаривать не хочет! Я стою одна или плачу в туалете!» Сможете вы после этого со спокойным сердцем отказать своей дочке-первокласснице? Будьте уверены, что все ваши слабые места учтут производители товаров для детей, и со временем вы попадете во все их ловушки – самостоятельно или под давлением детей.

1. Поверьте: если вы отказались купить ребенку еще одного трансформера, это не значит, что вы плохая мама.

Однако это не значит, что у детских желаний и потребностей не должно быть никаких границ. Даже если вам очень хочется поощрить ребенка и сделать ему дорогой подарок, не забывайте говорить о том, что на самом деле важно: о наших чувствах, переживаниях, о любви друг к другу. А чтобы вас не мучила совесть, если вы отказались купить очередную игровую приставку или «самые модные кеды, в которых все сейчас ходят», начните с малого. Напомните себе, что хорошие родители не будут выполнять каждую прихоть своего ребенка. Более того, правила и ограничения, раз и навсегда принятые в семье, помогают детям чувствовать себя в безопасности. И, конечно, когда в следующий раз вы услышите: «Ну пожа-а-а-алуйста!» – задумайтесь о том, что на самом деле нужно вашим детям – дорогая одежда или ваше время и внимание.

2. Учите детей мыслить объективно.

В 9–10 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы реагировать на рекламные ролики, но все-таки еще слишком маленький, чтобы критически осмыслить их содержание. Если детям обещают, что, купив одежду определенной марки, они станут популярными в классе, то движущей силой становится страх любого школьника оказаться в одиночестве. Как объяснить все это детям? Начинайте говорить с ними об этом, как со взрослыми. В нашей семье недавно появилась такая игра: когда папа смотрит по телевизору футбольные матчи, мы все пытаемся угадать, что будут рекламировать в перерывах: «Машины! Пиво! Компьютеры!» А когда бабушка смотрит сериал, все по-другому: «Стиральный порошок! Йогурты! Шампунь!» Таким образом, дети начинают понимать, что таинственные «производители» пытаются все силами продать свой товар телезрителям, когда все, чего хотите вы, – это просто досмотреть матч или новую серию любимого фильма.

3. Поговорите о скрытой рекламе.

Еще бывает очень полезно поговорить о так называемом «размещении продукта». Даже малыши очень быстро понимают разницу между телевизионной передачей или фильмом и рекламным роликом. Но как быть со знаменитыми футболистами или популярными певицами, которые носят одежду определенных марок? Или с очаровательными героинями семейного сериала, которые моют голову только одним шампунем и предпочитают веселые разноцветные витаминки?

Дети мечтают быть похожими на своих кумиров. Поэтому, прежде чем покупать джинсы или кроссовки, поговорите с ребенком о том, почему ему нужны именно эти вещи. Ваша задача не в том, чтобы заставить ребенка меньше любить певицу или без должного уважения относиться к достижениям спортсменов. Но постарайтесь объяснить, что звезды не покупают себе одежду той самой марки. Они получают ее в огромных коробках, а очень часто музыкантам и спортсменам даже платят немалые деньги за то, чтобы они носили эту одежду. И платят им как раз потому, что миллионы мальчиков и девочек по всему миру захотят быть похожими на своих кумиров и попросят родителей купить то же самое.

Когда вы смотрите фильмы, обращайте внимание детей на скрытую рекламу и объясняйте, что такое появление в кино стоит гораздо дороже рекламных роликов, потому что оно более эффективно.

Постарайтесь объяснить детям, что такое скрытая реклама, и учите их мыслить объективно.

Конечно, бывают моменты, когда мнение друзей и желание быть среди них своим (а значит, быть как все) оказывается важнее любых разговоров с родителями. И тогда ваш ребенок смотрит на вас жалобно, а вы думаете: «Ему и так нелегко, так что мы разоримся из-за одной пары джинсов?!» Разумеется, вы не разоритесь. Иногда нужно выполнять детские мечты, даже если это обходится недешево. Если вы все-таки согласились купить вещь, о которой ребенок давно мечтал, не упустите возможности еще раз поговорить о том, что такое настоящие друзья, и о том, что на самом деле важнее :то, что носит твой друг, или то, как он к тебе относится.

Что еще можно сделать?

Поговорите с учителем. Если в классе слишком сильно давление по поводу одежды тех или иных марок, обратите на это внимание классного руководителя. Пусть проводит регулярные беседы с учениками. Если ваши переживания разделяет большинство родителей, можно обратиться к директору с предложением ввести школьную форму.

Если в классе слишком много внимания придают моде, это повод для разговора с учителем.

Заранее договаривайтесь с ребенком об условиях покупок. Отправляясь в магазин, договоритесь с ребенком о том, какую сумму и на что вы сможете потратить в этот раз. Если вы идете «на разведку» и ничего не собираетесь покупать сегодня, это тоже нужно озвучить.

Отложите покупку. Иногда предварительные договоренности не помогают: попав в магазин, ребенок начинает требовать нечто незапланированное. В таких случаях психологи советуют предложить: «Сейчас мы не можем купить эту вещь. Но, может быть, через неделю возможность появится». Через неделю вещь может показаться уже не такой привлекательной или вместо нее подросток захочет что-то другое.

Выдавайте ребенку карманные деньги. Оговорите определенную сумму, которую он получает раз в месяц и может потратить по собственному усмотрению. И не препятствуйте бессмысленным, на ваш взгляд, покупкам. Если пару раз дети купят что-то дорогое и бестолковое, в будущем они будут более осмотрительны.

Старайтесь избегать искушений. Если вы знаете, что в торговом центре, куда вы отправляетесь за продуктами, есть привлекательные для детей «модные» магазины, не заходите в них. Вы поехали за едой, так что не разрешайте ребенку даже «заглянуть на минуточку, просто посмотреть!»

6-е место в российских семьях занимают расходы на детей – после питания, коммунальных платежей, одежды и обуви, лекарств и образования

Не позволяйте ребенку смотреть рекламу. Как мы уже говорили, дети особенно восприимчивы к рекламным роликам. Именно по этой причине они соглашаются пить какао строго определенного бренда или есть только те хлопья, в которые вложили игрушку из мультфильма. Во-первых, старайтесь ограничивать время, которое ребенок проводит у телевизора. Во-вторых, если ребенок хочет посмотреть кино или мультфильмы, то лучше купить ему диск или скачать из Интернета.

Покажите пример. Чем меньше внимания вы сами уделяете разрекламированным лейблам, тем проще к ним будут относиться ваши дети. Можно попробовать такой ход: для младшего школьника приготовьте две чашки какао или два йогурта (один товар – известной компании, второй – более дешевой марки) и предложите решить, что вкуснее. А потом покажите баночки. Если окажется, что ребенок выбрал более дешевый продукт, это повод для разговора. Подростку можно предложить в магазине две пары джинсов, закрыв лейблы (одни дорогие, другие более доступные), и попросить выбрать те, что красивее.

Вряд ли хоть один из современных родителей может похвастаться тем, что выиграл магазинную битву со своими детьми. Но пусть во время споров вас поддерживает мысль: сейчас ребенок уговаривает вас потратить деньги на нечто модное, но уже через несколько лет он будет обеспечивать себя сам. И чем скорее он разумно станет относиться к доходам и расходам, тем лучше.

ФОТО: PHILIP FRIEDMAN/STUDIO D. ТЕКСТ: ПО МАТЕРИАЛАМ ДЖЕФФРИ КЛУГЕР

Дата: 10 декабря 2010
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Детские радости 5 1 5 1
1
Читайте также
Новости партнеров
Cобытия и новинки
Показать ещё