Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Кнуты и пряники

Надо наказывать детей или нет? Наверняка все родители не раз задавали себе этот вопрос. Конечно, никаких физических наказаний быть не должно. Но совсем без наказаний тоже нельзя, потому что дети – маленькие людоеды. Они сразу поймут, что им сходит с рук что угодно, и тогда – держитесь!

Надо наказывать детей или нет? Наверняка все родители не раз задавали себе этот вопрос. Конечно, никаких физических наказаний быть не должно. Но совсем без наказаний тоже нельзя, потому что дети – маленькие людоеды. Они сразу поймут, что им сходит с рук что угодно, и тогда – держитесь!

Когда я была молодой мамой, у нас в семье произошел неприятный случай: в доме пропали деньги. Причем ситуация была нелегкая, потому что один ребенок у меня был приемный, а другой – свой. Моему – три года, приемному – шесть. Мне приходилось все время себя контролировать, чтобы не показалось, будто к своему ребенку я отношусь с любовью, а ко второму – отстраненно и вежливо. Ведь такое отношение очень травмирует психику ребенка.

К тому же мы жили очень бедно, потому что оба были научными сотрудниками. Я получала 120 рублей, муж – 140. Мой отец от нас ушел, а мама-пенсионерка помогала с детьми. Тогда большинство людей так жили. Деньги у нас считались практически до копейки – от зарплаты до зарплаты. Дома был маленький загашник, который находился под постоянным контролем. И вот однажды там исчезли деньги. Кто их мог взять в квартире, где мы живем? Водопроводчики не ходили, авантюристов среди наших друзей не было. Понятно, что дети.

Муж был в бешенстве, чуть ли не с кулаками готов на них наброситься. У меня тогда было совсем мало опыта, но все-таки я инстинктивно поняла, что надо делать. Сказала мужу: «Спокойно!», пошла в комнату к детям и спрашиваю: «Показывайте, что купили на сворованные деньги». Получается, что я взяла их на понт, сделала вид, что уже все знаю – кто и что стащил. Иначе они начали бы врать и выкручиваться, а так они молча посмотрели друг на друга и вытащили две подзорные трубы, причем одинаковые. Я им говорю: «Какие же вы дураки! Хоть разное покупали бы, чтобы потом меняться! Зачем вам подзорные трубы?» Оказалось, они решили из окна наблюдать в подзорную трубу за тем, что происходит во дворе. Денег эти трубы стоили немерено, потому что там была сумасшедшая оптика. Случилось это в ноябре. И я сказала: «Ну что, теперь будет вам наказание: считайте, что вы сами себе Деды Морозы. Вы эти трубы и получите на Новый год!» Я все это выдержала до конца. То есть праздник был, елка была, а подарков не было! Дед Мороз обиделся. После этого ничего подобного не повторялось.

Я до сих пор придерживаюсь таких же методов – есть проступки, которые надо приостанавливать. Они нехорошие и действительно могут потом вырасти в привычку, но все равно нельзя позволять себе ни ремней, ни крика.

Я считаю, с детьми нужно обращаться, как на работе с нерадивыми сотрудниками. Чтобы ребенок не поступал так, как не надо, ему нужна мотивация. Лучше всего добиться от детей собст-
венной ответственности. Вы забрали деньги у родителей без разрешения? Вы остались без подарков, потому что отвечаете за свои поступки.

Я и свою дочку Машу воспитываю точно так же: наказываю ее очень редко, скорее нахожу компромисс. Примерно так: «Уроки, Маш, сделала?» – «Нет». – «Ну, тогда делай». – «А у меня тут мультик такой интересный!» Я говорю: «Ну ладно, смотри свой мультик, но после этого принеси мне и покажи, как ты сделала уроки. Договорились?» – «Да». Я считаю, что легче дать посмотреть мультик, чем долго препираться. Если мультик закончился, а уроки все не делаются, я напоминаю об ответ-
ственности: «Мы же договорились! Ты сказала «да», это теперь твое слово, и ты несешь за него ответственность».

Если у ребенка есть какая-то мотивация, надо этим пользоваться. Мальчишкам я говорила: «Если вы хотите ходить в суперджинсах, рассекать на машинах и иметь благополучные семьи, то поймите, что без образования у вас ничего не получится. Вам сейчас 15 лет, но когда вы вырастете, то будете несчастными мужиками, на которых жены с утра до вечера орут». Когда с детьми говоришь по-взрослому, они все понимают. Они же видят, как живут взрослые. Нам только кажется, что они ничего не знают, а они все замечают!

Еще пример: моей Маше надо зубы исправлять, а она брекеты носить не хочет, хоть ты умри. Я ей говорю: «У тебя есть какие-нибудь друзья в школе?» – «Есть». – «Нравится какой-нибудь мальчик?» – «Нравится». – «И как он к тебе относится?» – «Хорошо». – «Это сейчас он к тебе относится хорошо, а в 17 лет он увидит твои кривые зубы и поменяет тебя на другую девочку, у которой зубы прямые. Чтобы мужчинам нравиться, надо, чтобы зубы были красивые!» И она все понимает.

Я говорю с детьми, как со взрослыми, – это мой самый главный принцип.

Свои личные комментарии для Ирины вы можете прислать по электронной почте.

Дата: 23 марта 2009
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Кнуты и пряники 0 1 5 0
0
Читайте также
Новости партнеров
Cобытия и новинки
Показать ещё