Как перехитрить продавца? 4 элементарных правила

Вы зашли в магазин присмотреть купальник и сравнить цены, но неожиданно для себя купили и купальник, и парео, и подходящую по цвету шляпу. Или собирались сделать в салоне стрижку, но каким-то образом согласились еще и на маску для волос, ламинирование и окрашивание. Результат: потрачено гораздо больше, чем вы планировали. Скорее всего, вы стали жертвой продавца, который владеет искусством эмоционального воздействия.
Как перехитрить продавца? 4 элементарных правила
Getty Images
Раскрываем 4 приёма продавцов-манипуляторов и методы борьбы с ними.
Содержание статьи

Они нападают в момент нашей слабости

К примеру, вы решили побаловать себя и впервые за несколько месяцев пришли к косметологу на профессиональный уход для лица. Вы практически заснули во время массажа, чувствуете себя свежей и помолодевшей. И тут косметолог предлагает вам приобрести баночку с чудодейственным средством, которое поможет вам преобразиться и к тому же так чудесно пахнет. Или такая ситуация: вы подходите к кассе, чтобы заплатить за туфли, а вам предлагают купить еще и тюбик, который поможет защитить обувь от непогоды. А может быть, вы выбираете место для летнего отпуска и выясняется, что, «доплатив чуть-чуть», можно попасть в гораздо более комфортный отель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суть в том, что вы уже держите в руках кошелек и готовы расстаться с деньгами, и в этот момент вам пытаются продать что-то еще. Вы думаете: «Доплатить чуть-чуть — это не страшно». Но «чуть-чуть больше» в подобных ситуациях обычно значит «намного больше». А что еще важнее, часто оказывается, что без этих дополнительных покупок вполне можно было обойтись.

Ваши действия

Если вы знаете, что вас легко уговорить на дополнительные траты, морально подготовьтесь к походу в магазин. Решите, что вы хотите купить и сколько денег готовы потратить. И отрепетируйте фразу, которую можете сказать, если вам станут навязывать другие товары. «Спасибо, в другой раз», «Не сегодня», «Я подумаю и вернусь». Говорите вежливо, но твердо — обычно этого достаточно. И не поддавайтесь на лесть: «Это платье так подчеркивает фигуру!» или «Вы помолодели на 10 лет!» Скажите, что вы подумаете и, возможно, вернетесь. И уходите, чтобы подумать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как разгадать хитрость продавца и нейтрализовать её: защита от эмоционального шантажа
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они пугают нас тем, что мы не успеем купить товар по выгодной цене

На некоторых сайтах интернет-магазинов есть мигающие часы, которые отсчитывают время, оставшееся до конца распродажи. Или продавец отказывается отложить на 2 часа вещь, которая участвует в акции, потому что «очень большой спрос». Или вы рассчитываете стоимость встроенного шкафа и говорите, что вам надо подумать, а продавец шепчет, что с понедельника цены поднимутся на 10%. И вы сразу же начинаете волноваться. Таким образом продавцы создают у нас впечатление, что покупать нужно срочно, прямо сейчас! Когда включается страх или возбуждение, мозг не в состоянии адекватно оценивать происходящее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ваши действия

Организму нужно не меньше 20 минут, чтобы восстановиться после приступа паники или сильного возбуждения. А значит, лучший вариант — выйти из магазина и успокоиться. Многие люди уже через час-два после сильного стресса сами удивляются тому, что так разволновались из-за пустяка. Погуляйте, выпейте кофе, отвлекитесь. А если через полчаса вы все еще настроены на покупку, возвращайтесь в магазин. Покупать стоит только в том случае, если вещь можно будет вернуть. Уточните, подлежит ли товар, участвующий в акции, обмену и возврату.

Если вернуть купленное будет нельзя, лучше подумайте до завтра. У вас есть реальные основания полагать, что вещь подорожает или ее купят? Отправьте фото мужу или здравомыслящей подруге и посоветуйтесь. Главное правило импульсивной покупки — максимально увеличить время между импульсом и оплатой товара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как разгадать хитрость продавца и нейтрализовать её: защита от эмоционального шантажа
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они говорят как эксперты

Вы хотите открыть депозит в банке, купить кофеварку или сдать в ремонт сломавшийся планшет. Вы обращаетесь за помощью к сотруднику и не понимаете ни слова из его комментариев. Он может сыпать сложными терминами или говорить очень быстро, так что вам сложно уследить за беседой. Из-за этого вы теряетесь, стесняетесь задавать вопросы и попадаете в зависимость от консультанта, который может всучить вам все что угодно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ваши действия

Подготовьтесь к походу в магазин. Почитайте в Интернете отзывы покупателей и советы экспертов. Во время разговора не стесняйтесь переспрашивать или попросить консультанта говорить медленно и человеческим языком. Если даже в этом случае вам сложно вникнуть в детали, возьмите с собой друга или родственника, который разбирается в теме и сможет задать правильные вопросы.

Как разгадать хитрость продавца и нейтрализовать её: защита от эмоционального шантажа
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они притворяются нашими друзьями

Продавец может создать иллюзию близости между вами, рассказывая случаи из собственной жизни: «Вот когда я поправилась после родов...» А после того как вы поговорили по душам, отказываться от покупки как-то неудобно, правда? На это и рассчитывает продавец!

Ваши действия

Отделяйте эмоции, которые вызывает у вас продавец, от эмоций, которые вызывает потенциальная покупка. Девушка-консультант может быть милой, а продавец в магазине техники — вести себя так, как будто всю жизнь искал такую женщину, как вы. Но это совсем не значит, что вы обязаны покупать крем, который стоит как половина космического корабля. Напоминайте себе, что продавец — не ваш друг и у него есть вполне определенный коммерческий интерес. Будьте дружелюбны, но все же сосредоточьтесь на покупке.