Что делать, если ваш ребенок взял чужое

На этот раз автор постоянной колонки Аля Баданина и детский психолог Анна Соболева разбирают очень непростой случай. Речь пойдет о подростковом воровстве.
Что делать, если ваш ребенок взял чужое
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Привет, меня зовут Аля Баданина, в недавнем прошлом я главред Cosmopolitan, а сейчас — мама двоих детей. Ирише скоро 11 лет, и она активно входит в фазу полового созревания. Косте 11 месяцев, и он просто активно ходит. Этих двоих и еще пару десятков детей моих знакомых я бы хотела обсуждать с вами каждую неделю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неприятные звоночки

У моей дочери есть счастливый телефон. Во-первых, его подарил папа (который, к слову, с нами давно не живет, но об этом мы поговорим чуть позже), а во-вторых, он уже дважды терялся и дважды странным образом возвращался (не папа, сотовый).

Один раз Ириша выронила его из кармана во время лютой метели, мы на всякий случай прошлись по горячим, а точнее весьма снежным, следам, но тщетно, телефон не нашли. Обнаружили его во время оттепели у подъезда, без симки. Ради эксперимента засунули его в банку с рисом (в «Элементарно» подсмотрели такой способ), телефон заработал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через месяц дочь оставила его на уроке английского, из началки они ходят в старшую школу, где обычно занимаются 5−7-е классы, искали с учителем и сами, снова никак. Пока номер прозванивался, я оставила несколько сообщений с просьбой перезвонить и вернуть сотовый.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поздно ночью раздался звонок с незнакомого номера. Очень взволнованная женщина, явно сильно смущаясь, выдавила в трубку: «В общем, это, как бы вам сказать... я не хочу брать грех на душу, телефон украла моя дочь. Но мы... хотим его вернуть. Если можно, пусть приедет ваш муж и выпорет ее!» От последней фразы я просто остолбенела, когда пришла в себя, максимально мягко попыталась успокоить женщину, сказала, что со всеми бывает, ну подняла ее дочь незнакомый телефон, что с того. Во время встречи мне стало жалко девочку вдвойне, по словам мамы и папы, на лето ее собираются отослать в исправительный лагерь, а весь сегодняшний день угрожали детской комнатой милиции и все-таки выпороли.

Я еле доехала тогда до дома, руки дрожали и руль не слушался, хорошо, что была ночь и машин на дорогах немного. По пути я вспомнила несколько похожих, пусть и не таких серьезных, случаев в нашей семье: в детстве и я пару раз вытаскивала мелочь из маминого кошелька, чтобы купить шоколадку по пути в музыкалку, а два года назад моя дочь прикарманила чужие 500 рублей, лежавшие на столе. И со мной и с Иришей поговорили родители. Без порки и как-то очень откровенно. Мне даже кажется, что мой очень непростой разговор с дочерью был отчасти поворотным в наших с ней отношениях. Так почему в семье, с которой я только что встретилась, все по-другому? В какой момент начинаются рецидивы и что их провоцирует?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стыд и позор!

Думаю, самая главная проблема родителей, попавших в такую непростую ситуацию, — собственный СТЫД. Еще бы, твой ребенок — вор! Это позор всей семье, не меньше. Стыд затмевает все: и явные проблемы ребенка, и необходимость что-то решать, и быть родителем. Взрослым, думающим, сопереживающим, надежным и принимающим взвешенные решения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы лучше разобраться, я обратилась за помощью к детскому психологу Анне Соболевой: «Как правило, формирование навыка "своя вещь — чужая вещь" происходит в раннем детстве, мы учим детей не выхватывать игрушки, не забирать домой чужие книжки и т. п. Мало кто из родителей делает акцент на том, что воровать нельзя, скорее в это время у ребенка формируется уважение к чужой собственности. Не у всех детей сразу. Скажем, в 3 года им сложно себя контролировать. Но когда ребенок приносит чужую игрушку или одежду из детского сада, это нельзя назвать кражей...

Когда мы говорим о подростковом воровстве, мы совсем по-другому к этому относимся. Подросток — уже почти взрослый человек, который должен был усвоить основные нормы поведения в обществе. Он может иногда теряться в жизненных ситуациях, но в целом понимает, что происходит вокруг. Если кражи повторяются, это уже тревожный сигнал, такое поведение называют девиантным, отклоняющимся. Я бы советовала в таком случае обратиться к психологу, а потом, возможно, и к более серьезным специалистам. Подобные действия подростка могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в его взаимоотношениях с родителями, со сверстниками. Ребенок ПОДСОЗНАТЕЛЬНО может с помощью плохих действий привлекать к себе внимание. Могут быть проблемы и в личностном плане — недостаточно сформированы волевые качества. Если волевая сфера не развита в нужной степени, он ведет себя как младенец: годовалый ребенок видит красивую игрушку, идет к ней и берет ее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто виноват?

Первое, в чем я себя убедила, став мамой, — почти всегда в проблемах ребенка виноват взрослый, поскольку ребенок все-таки копирует наше поведение и учится у нас. Возможно, мое утверждение не всегда верно. В ситуации, которую мы рассматриваем, я знаю точно одно: ребенка винить нельзя. По крайней мере, ни в коем случае не надо на него нападать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Соболева придерживается того же мнения: «Безусловно порка — вообще не вариант, ни в этой ни в другой ситуации. Это почти равносильно тому, чтобы наказать ребенка за то, что н грызет ногти или писается Совершенно точно нужно обратить очень пристальное внимание на подростка, если подобные кражи или странное поведение повторяется, но обратить внимание именно на ребенка, а не на факт воровства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как разговаривать с подростком, если он совсем недавно совершил кражу, мелкую или довольно крупную:

  1. Не нападать и не начинать с обвинений. Спокойно сказать, что вы обо всем знаете и хотели бы поговорить о причинах, побудивших его это сделать и об обстоятельствах.
  2. Быть предельно откровенным. Привести пример из собственной жизни, не лгать, не юлить, не придумывать несуществующие наказания.
  3. Дать ему объективную информацию о возможных последствиях. Например, привлечь знакомого юриста, который спокойным тоном расскажет о том, какие меры наказания предусмотрены для взрослого человека.
  4. Помочь исправить ситуацию. Будьте своему ребенку не карателем или обвинителем, но поддержкой в сложной жизненной ситуации. Если коротко, нужно отдать чужое и извиниться. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок принимал в этом непосредственное участие, то есть с вашей помощью дошел до этой мысли.

Пожалуйста, любите своих детей и помогайте им в любых ситуациях!

P. S. если у вас есть вопросы к детскому психологу Анне Соболевой, вы можете ей написать: akarnaukhova@yandex.ru. И конечно, как и всегда, мы ждем ваших комментариев!