И хорошее настроение не покинет больше вас

О том, как настроиться на лучшее, рассуждает психолог и телеведущая Галина Тимошенко
И хорошее настроение не покинет больше вас
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вы уверены, что вам это так уж понравится?!

В смысле, если хорошее настроение вас никогда не покинет? Я знаю только одну категорию людей, которых оно никогда не покидает. Я их много видела — в психиатрических больницах с вечной блаженной улыбкой на лице... Да и вообще, что это такое — хорошее настроение? Ведь только Маяковский знал совершенно точно, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Обычному человеку это неведомо — и слава Богу, кстати. Хорошо — значит приятно? Допустим. Тогда хороший человек обязан быть приятным во всех отношениях, причем всем. Почему-то такая возможность представляется мне весьма сомнительной... Или, скажем, такое интересное чувство, как злорадство. Оно приятно? Еще как! Все ли согласятся с тем, что оно хорошее? Не уверена.
Итак, «хорошее» — вовсе не обязательно «приятное». Может, хорошее настроение — это просто радостное настроение? Тоже вряд ли. Судите сами: послушали новости про очередную авиакатастрофу — и обрадовались. Близкого человека похоронили — как же радостно на душе! Похоже, с определением опять промахнулись. Получается, что хорошего настроения в природе не существует? Или оно настолько большая редкость, что мы даже и представления не имеем о том, что это такое?
Да нет, вовсе так не получается. Дело в другом: просто удивительно, как мало люди задумываются о том, что составляет саму основу их жизни, — о самих себе, о том, что происходит у них внутри. Например, о том, что же это такое — хорошее настроение, о котором все мечтают, откуда оно приходит, по каким поводам, со всеми ли это случается... И как можно стремиться пребывать в хорошем настроении, если понятия не иметь, что это такое?! Давайте разбираться.
Совершенно ясно, что каким-то боком пресловутое «хорошее настроение» должно быть связано с чувствами. Не факт, что оно предполагает необходимость испытывать какие-то определенные чувства — но какое-то отношение к чувствам явно подразумевается. Тут начинаются первые сложности, причем довольно неожиданные. Связаны они с самим строем нашего языка. Вы ведь догадываетесь, что именно языком определяется наш менталитет, наш способ восприятия мира и многое другое в нашей жизни? Так вот в нашем языке слов, обозначающих неприятные эмоции, чувства и эмоциональные состояния, чуть ли не втрое больше, чем слов, означающих приятные чувства. Представляете?
Насколько мне известно, испаноязычным народам повезло куда больше. В их языке все наоборот: слов про приятные чувства намного больше, нежели про неприятные, и, соответственно, эти приятные чувства имеют больше различных оттенков. Недавно проведенный социологический опрос сказанное выше подтверждает. Жителям различных стран задавался вопрос: как часто они радуются жизни? Первые десять мест заняли — кто бы вы думали? — страны Латинской Америки. А на первом месте Куба — страна с, мягко скажем, не самым высоким уровнем жизни. Выходит, что хорошее настроение не слишком тесно связано с наличием конкретных объективных поводов для радости, восторга, упоения, восхищения и прочих чувств, которые приятно переживать.
Тогда, может быть, стоит задуматься над устройством самого слова «настроение», раз уж про слово «хорошее» ничего не понятно? Видимо, образовано оно от глагола «настраивать», то есть придавать стройность, уравновешенность, системность. Правда, не очень понятно, чем настроение отличается от настроя. Слова, устроенные подобным образом, обычно описывают некий процесс, действие — почему и называются отглагольными существительными. То есть настрой — это конечный результат, а настроение — постоянное действие по созданию и поддержанию этого настроя. Вопрос только в одном — на что настраиваемся?
Давайте попробуем провести параллель с настройкой пианино. Зачем его настраивают? Чтобы можно было привести звучание инструмента в соответствие с тем, что пишут композиторы. Или, иначе говоря, чтобы музыкальный инструмент был в состоянии выполнять свою главную задачу.
Тогда получается, что наше настроение — это постоянное действие, целью которого является приведение нас, любимых и единственных, в состояние готовности к выполнению своей главной на данный момент задачи. А чтобы понимать насущную задачу, нужно в каждый момент жизни знать, чего я сейчас на самом деле хочу. Чувства при этом жизненно важны — чтобы не путать «надо» и «должен» с настоящими «хочу». Ведь долги возникают, когда нет настоящего желания. В самом деле, кому придет в голову говорить «надо искупаться», когда он изо всех сил этого хочет?!
Все дело в том, что, когда мы чего-то по-настоящему хотим, — это всегда состояние, насыщенное эмоциями, причем самыми что ни на есть приятными. Мы представляем себе, что наше желание уже осуществилось, — и нам радостно, мы испытываем восторг, блаженство, азарт, гордость, благодарность... Правда, несложно?