Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Семейные тайны в картинах эпохи Возрождения

Если внимательно посмотреть на картины эпохи Возрождения, можно многое узнать о семье тех времен. Как художники показывали, что жена верна мужу? Что за странный предмет держат над новобрачными? Почему писает Купидон? И для чего печатать портрет любовницы на медали? Искусствовед Дильшат Харман проанализировала для нас несколько итальянских шедевров.
семейные тайны в картинах эпохи возрождения

1. Венера-невеста.

Лоренцо Лотто. Венера и Купидон. Конец 1520-х гг. Метрополитен, Нью-Йорк. Холст, масло. 92.4 х 111.4.

Как это ни удивительно, но чувственная, откровенная картина перед нами - так называемый брачный портрет. Именно так неизвестный житель Северной Италии попросил изобразить свою молодую жену. По каким же деталям мы узнаем, что перед нами не просто Венера со своим беззаботным сыном, а реальная женщина?

Прежде всего, богиня одета очень необычно. Её обнажённая грудь подпоясана строфионом - поясом, который в древности, по представлениям людей Ренессанса, надевали девушки в первую брачную ночь. Право развязать строфион предоставлялось мужу, и символизировал он девственность.

семейные тайны в картинах эпохи возрождения

На голове у Венеры тоже не обычный для богини убор - это венецианская свадебная тиара с вуалью и свисающей серёжкой (всего одной!), в руке она держит миртовый венок и вся усыпана розами, использовавшимися во время свадебной церемонии. Её запястья украшают ленточки-браслеты, символы любви.

семейные тайны в картинах эпохи возрождения

Но самая странная деталь, указывающая на тематику картины, связана не с женщиной, а с Купидоном. Он не просто стоит рядом с матерью, а писает на неё сквозь её же венок с горящей курильницей! Такое неприличное, с точки зрения сегодняшнего дня, поведение объясняется тем, что в 16 веке писающие мальчики, во-первых, считались смешными (мы бы сказали прикольными), а во-вторых, символизировали плодородие и процветание. Их изображали, в частности, на подносах, которые дарили жёнам мужья по случаю рождения ребёнка.

семейные тайны в картинах эпохи возрождения

Окружают наших персонажей многозначительные детали, указывающие на то, что хорошо, а что плохо в браке. На заднем плане плющ обвивает дуб (как и жена должна обвиваться вокруг мужа!), а на переднем - палка и змея. Скорее всего палка изображена в назидание Купидону (чтобы не злоупотреблял своими стрелами, и не направлял их куда попало), а змея - символ ревности, отравляющей семейные отношения.

Змея и палка

Чтобы в полной мере оценить фривольный характер этой картины, представим себе современную фотографию с обнаженной девушкой, чьим единственным украшением является свадебная фата. Даже и без писающего мальчика подобное произведение имело бы довольно сильную эротическую окраску. Скорее всего, заказчик повесил картину в спальне, подальше от чужих глаз. Ему она служила для удовольствия, а нам напоминает, что хотя в ту эпоху брак заключался, как правило, по расчёту, в нём всё же находилось место и легкомысленному сексу.

  • 1
  • /
  • 5
Продолжение: Хозяйка или раба?
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Семейные тайны в картинах эпохи Возрождения 4.5 1 5 11
11
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 3
Alina
Alina 19 02 2016 17:49:37

интересная статья, спасибо

Cобытия и новинки
Показать ещё