Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Учимся в путешествии: образовательные поездки для детей

У наших детей есть уникальная возможность изучать историю и географию не только по учебникам и контурным картам. Поговорим о том, каким должно быть образовательное путешествие.
Учимся в путешествии

Образовательные поездки в Европу неизменно пользуются популярностью у родителей и увлеченных своим делом педагогов. Несколько часов полета, и можно своими ногами пройти по дороге, построенной римскими легионерами в Италии или Турции, изучить устройство средневековых городов-крепостей, вышагивая по их мощеным улочкам где-нибудь в Германии, зарисовать в альбоме острые очертания готического собора во Франции, послушать, как звучит музыка Моцарта в городе его детства. Все это достаточные основания для родителей, чтобы найти возможность подросшему чаду отправиться к дальним берегам «за наукой».

Детей такие путешествия вдохновляют, дают стимулы учиться и узнавать новое, изучать языки и коммуницировать. Но как оценить качество такого тура? Попробуем подробнее разобраться на примере одного из успешных образовательных проектов, в котором нам удалось поучаствовать. Это «Неаполитанские каникулы. Историко-археологическая экспедиция», разработанная итальянским Везувианским Международным институтом археологических и гуманитарных исследований.

Урок истории на античной улице

Учимся в путешествии

Научная база

Везувианский институт располагается в итальянском городке Кастелламаре-ди-Стабиа. Это большой научный центр с кампусом, аудиториями, мастерскими, театральным залом, который при поддержке Фонда реставрации античных Стабий (RAS) занимается раскопками и развитием большого археологического парка. Одно из направлений его деятельности – работа со школьниками и студентами из разных стран, тематические курсы по археологии и истории. Идеальное расположение (28 км до Неаполя, 8 км до Помпей, 21 км до Геркуланума) позволяет увидеть античные города и виллы, подняться к кратеру Везувия, посетить музеи Неаполя и отправиться на живописное Амальфитанское побережье или Флегрейские поля. Ценно то, что по античным улицам ребят проведет практикующий археолог и его рассказ точно не будет скучным. Но в случае, когда речь идет о детях и подростках, важно не только ЧТО, но и КАК они смогут увидеть, изучить, открыть.

Учимся в путешествии

Мастер-классы

Дети любят «учиться руками». Деятельность – самый естественный для них способ познания. Если образовательное путешествие предусматривает такую возможность, это огромный плюс. Понять, как работают профессиональные археологи, можно прямо во дворе Везувианского института. Небольшой участок внутреннего двора засыпан вулканическим песком. Паоло Гарделли, доктор археологии, ведущий специалист Института, приглашает школьников «на раскопки», раздает лопаты и совки, распределяет участки. Начали! Не проходит и получаса, как самые быстрые работники находят каменную кладку под слоем песка. «Работаем осторожно!» – Паоло начинает принимать от 12–15-летних археологов первые находки. «У меня амфора! Черепок! Чаша!» – даже понимая, что это некая игра, ребята готовы играть всерьез. Еще полчаса – и становятся видны очертания дома. С помощью Паоло, который накануне уже провел экскурсию по настоящей античной вилле, ребята стараются определить назначение помещения: вот атриум (парадная часть дома), а вот ларариум (светилище, алтарь), таблиниум (кабинет), кулина (кухня).

Современному подростку трудно представить себя жителем античного города… Но лекция «Один день из жизни древнего римлянина», часть которой – мастер-класс по античной моде с демонстрацией одежды времен Плиниев, делает невозможное: выпрямляются спины мальчиков, складки тоги струятся волнами, концы тонкого палантина обвивают руки девочек – и они уже полны грации: достойные и свободные жители полиса позируют друг другу перед объективами фотоаппаратов. Чуть позже, на экскурсии по величественным Помпеям, они поймут, что даже до нашей эры здесь существовал фастфуд (около 200 заведений по подсчетам археологов), люди выражали свои мысли с помощью граффити (множество сохранившихся надписей), умело использовали рекламу, ярко декорировали жилища и не отказывали себе в комфорте (теплые полы в термах!). Вслед за такими открытиями следует множество более серьезных: то, что дети читали в учебниках по античной истории, разворачивается перед их глазами и продолжает жить сейчас: можно зайти в театр, посидеть на трибуне амфитеатра, спрятаться от солнца под колоннами палестры, как это делали когда-то гладиаторы…

С друзьями или семьей? Учимся в путешествии Мастер-класс по керамике с Паоло Гарделли и Людмилой Ласий, руководителем международного отдела Института.
Как правило, образовательные поездки рассчитаны на группы учеников с преподавателем, программы составляются с учетом возраста школьников, под определенные учебные цели. Подросткам интереснее делать что-то вместе со сверстниками: узнавать, разрабатывать проекты, рисовать, участвовать в мастер-классах. В путешествии с семьей все иначе, нужно учитывать интересы взрослых и детей разных возрастов. Но ничто не мешает группе инициативных родителей провести небольшой отпуск вместе со своими детьми с «погружением» в древнюю историю. Под детско-взрослую группу может быть составлена индивидуальная программа.
  • 1
  • /
  • 2
Продолжение: Вопросы эксперту
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Учимся в путешествии: образовательные поездки для детей 5 1 5 1
1
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 3
Alina
Alina 22 02 2016 00:56:30

прочитала статью с удовольствием, спасибо!

Cобытия и новинки
Показать ещё