Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

О чем говорит почерк?

23 января - день ручного письма. Больше всего от руки сейчас пишут школьники, и почерк ребенка может многое рассказать о проблемах ученика. Расшифровываем типы детского почерка на реальных примерах и разбираемся, почему про некоторых можно сказать "пишет как курица лапой"

 О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д.биол.н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких.

Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

  • буквы были одинаковой высоты и ширины; 
  • прямые линии были ровными; 
  • параллельные линии оставались параллельными; 
  • овалы были правильной формы. 

От чего зависит почерк

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

1. Слишком раннее начало

Есть правило – чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет.

2. Обучение безотрывному (курсивному) письму

Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.

Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6–10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.

3. Интенсивность школьной программы

Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда – и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

  • 1
  • /
  • 2
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
О чем говорит почерк? 5 1 5 2
2
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 2
Alina
Alina 22 02 2016 01:16:42

прочитала статью с удовольствием, спасибо!

Cобытия и новинки
Показать ещё