Лето: отдых или учеба?

После длинных каникул родители часто удивляются: куда же делись все знания из детской головы? Судя по всему, их просто выдуло летним ветром! Чем лучше заняться летом — учебой или отдыхом, и как совместить оба этих важных дела? Посоветуемся с психологом Катериной Деминой.
Лето: отдых или учеба?
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Делу — время

Обратите внимание, таких длинных каникул, как в России, нет больше ни в одной стране: целых три месяца наши дети просто вынуждены бездельничать (чем занять ребенка на каникулах, читайте здесь). Между тем, одного месяца «ничегонеделания» вполне хватило бы, чтобы полноценно отдохнуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родители относятся к такому отдыху по-разному: кто-то и не вспоминает об учебе, некоторые мамы и папы настойчиво предлагают ребенку пройти программу следующего класса — учебники-то уже получены, а некоторые просто считают, что ребенок должен учиться только на пятерки — значит, пропуски в учебном процессе недопустимы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, если у ребенка нет проблем с учебой, он хорошо учится, в таких регулярных занятиях нет необходимости. Конечно, ученик начальной школы может повторить таблицу умножения или побольше читать — так ему проще будет втянуться в учебу в начале года. «Хорошисту» вполне достаточно списка «летнего чтения». Кстати, август все же лучше сделать максимально расслабленным — впереди еще девять месяцев напряжения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как помочь?

Если ребенок числится в «отстающих», летние дополнительные занятия ему будут полезны. Но в первую очередь стоит не загружать его летней учебой, а понять и разобраться, чем вызвано отставание от программы. Может, дело в дислексии, или дефиците внимания, или какой-то травмирующей ситуации в школе. Тогда лето отлично подходит для того, чтобы проконсультироваться с психологом или нейропсихологом, разобраться в проблеме, найти подходящего репетитора и составить план занятий. Для ребенка летняя учеба ни в коем случае не должна быть наказанием! Искренне поговорите с ним, скажите: «Твои пробелы в знаниях — наша общая проблема, и чтобы ее решить, есть вот такие способы: дополнительные занятия, репетитор. Придется приложить немного усилий, "догнать" программу, зато потом будет гораздо легче».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато летом у ребенка есть возможность почаще общаться с родителями, так что используйте это время, чтобы держать мозг ребенка «в тонусе» — расширить кругозор, улучшить словарный запас, развить фантазию. Такие занятия будут тем более эффективны, чем меньше будут похожи на школьные уроки. Школьную программу легко интегрировать в повседневную жизнь: во время приготовления обеда обсудите температуру закипания воды, на прогулке вместе высчитайте среднюю скорость велосипедиста и расстояние до озера или подсчитайте количество ног у паука, вечером поговорите об устройстве государства. Идеи для опытов и развивающие игры на лето смотрите здесь.

А вот с подростками такой подход работать не будет: тинейджеры проживают период бунта — естественный и важный для развития. Лучше всего подойдет хороший летний лагерь с интересной программой, соответствующей их склонностям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Советы родителям
  • Не заставляйте ребенка делать что-то полезное и познавательное, если ему не хочется — все-таки это его каникулы, законный отдых. А вот гаджеты — телефон, планшет и компьютер — лучше мягко, но настойчиво убрать из свободного доступа и выдавать по расписанию. Очень мобилизует детскую фантазию!
  • Играйте и проводите опыты вместе с ребенком: если вы просто выдадите ему игру, инструкцию и ингредиенты, но­ при этом самоустранитесь, пользы никакой не будет.
  • У школьника должно быть время, когда он и правда не будет делать ничего, и пусть вас это не нервирует. Даже если ребенок уже пару часов просто лежит в гамаке и смотрит в небо! В это время он, между прочим, делает очень важное дело: познает самого себя
  • Не отправляйте ребенка в тематический лагерь, если у него нет склонности и интереса к изучаемым там областям. Идея «он втянется и заинтересуется» не работает: наоборот, ребенок, глядя на увлеченных сверстников, будет чувствовать себя, мягко говоря, совершенно не у дел.
  • Кратковременные, но регулярные занятия принесут больше пользы, чем редкие и непредсказуемые «блиц-криги». Лучше мимоходом предложить ребенку решить логическую задачу, спросить формулу ускорения или 10­минут в день (но ежедневно) вместе учить новые иностранные слова.