Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Как выбрать тренера для ребенка?

Как выбрать хорошего тренера для ребенка? Свои профессиональные советы нам дают тренеры, воспитавшие великих спортсменов, чемпионов, победителей международных соревнований - Алексей Мишин и Шамиль Тарпищев.
Способный?» – спрашивают родители тренера, а сами уже грезят медалями и миллионнами. Пока же вместо этого на родительскую голову сыплются проблемы, некоторые из которых комментируют прославленные тренеры Алексей Мишин и Шамиль Тарпищев.

Алексей Мишин

Тренер по фигурному катанию на коньках, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой фигурного катания Академии физической культура и спорта им. П. Ф. Лесгафта, заслуженный тренер СССР и России. Ученики: олимпий-ские чемпионы Е. Плющенко, А. Урманов, А. Ягудин, Ю. Овчинников и другие. Известен во всем мире как автор новаторских методик обучения сложным элементам.

Шамиль Тарпищев

Тренер по теннису, президент Федерации тенниса России, капитан российских сборных в Кубках Дэвиса и федерации, заслуженный тренер СССР и России. Под его руководством сборная России впервые завоевала Кубок Дэвиса и стала одной из самых сильных национальных команд в большом теннисе.

Тренер выбирает детей, которых считает талантливыми, причем его критерии непонятны.

А.М.:

Есть двигательная одаренность, физические данные. Но талантливый человек – это еще и некий кремень в душе, когда в каждое движение человек может вдохнуть что-то свое. Именно так было у меня с Юрием Овчинниковым, Алексеем Ягудиным, Женей Плющенко. И еще, у меня не было ни одного талантливого ученика, который не хотел быть лучшим. Поэтому они ни при каких обстоятельствах не бросают тренировки...»

Ш.Т.:

«Когда приходит ребенок, я стараюсь определить, что является для него главным. И есть ли у него необходимые данные для того, чтобы раскрыться как спортсмену. Это, во-первых, мотивация. Знаете ли вы, что ни в одну теннисную академию мира не берут ребенка, если его единственная мотивация – деньги? А должна быть – результат. Во-вторых, тип личности: лидер или ведомый. В теннисе можно сделать чемпиона и из первого, и из второго, но только если есть набор врожденных качеств. С помощью научных исследований мы выяснили, что определенное сочетание генов дает способности к тому или иному виду спорта. И теперь, исследуя ребенка, можно сказать родителям, что ему нужен, например, футбол или хоккей. Так вот, для того чтобы понять, не будет ли теннис насилием над организмом ребенка, мы проводим такие обследования на генетическом уровне – разумеется, добровольно, по желанию родителей, и после того, как прошел первый этап занятий». Тренер как будто забывает, что перед ним дети, которым нужно нормальное детство. Не делая скидку на возраст, ставит перед ним сложные задачи, лишая развлечений и отдыха.

А.М.:

«Мы, взрослые, склонны преуменьшать интеллектуальные возможности тех детей, которых встречаем, воспитываем и тренируем. У меня сейчас есть спортсменка, ей всего 10 лет. И я вижу, что уже в этом возрасте ее психология и мировоззрение точно такие же, как у любой другой представительницы женского пола. Она ничуть не глупее взрослых, просто опыта меньше.  Знаете, часто люди задают вопрос: не крадем ли мы детство у юных спортсменов? А что при этом понимают под детством? Чаще всего нехитрый набор: поход с папой в зоопарк, прогулка во дворе, просмотр телевизора или кино. И еще, обязательно гости, где родители сидят и выпивают согласно нашим традициям, а дети слоняются по квартире. Очень кургузое такое детство.  А дети, особенно одаренные, гораздо более взрослые, более интеллектуально богатые, чем мы предполагаем. Они ставят перед собой цели, и самая большая потребность состоит в том, чтобы идти к этим целям. Это и есть их счастливое детство».

Ш.Т.:

«Встречаются стеснительные дети, которые поначалу вообще боятся тренера, их прежде всего надо раскрыть, позволить им быть естественными. Для этого мы, как правило, первые полгода-год играем с ними в подвижные игры, балуемся, используя при этом ракетку просто как орудие игры – например, как палочку в эстафете». Тренер кричит на детей, нецензурно выражается, унижает и даже бьет. Родителям объясняет, что только таким образом можно добиться результатов, иначе ребенок расслабляется и ничего не делает.

Ш.Т.

«Быть детским тренером – это призвание, которое дано не каждому. В зависимости от нервной системы, от характера надо строить тренировки, иначе можно искалечить человека. Например, ребенка с сильной нервной системой поставь в угол и скажи сделать миллион ударов – он будет тупо это делать, не утомляясь и не раздражаясь. А для другого даже 20 одинаковых движений – невыполнимое задание, которое он и не захочет, и не сможет выполнить. Просто бросит ракетку и уйдет. Потому что это противоречит его духу. А ведь и тот, и другой могут показать очень хорошие результаты, если найти правильный подход. Задача тренера в том, чтобы раскрыть способности спортсмена. Ведь в теннисе нужны не послушные роботы, а личности.  Конечно, надо тренировать выносливость и для этого прилагать усилия. Но делать это надо, не наступая на внутреннее содержание». 

А.М.:

«Такие тренеры существуют. И они иногда достигают успехов – но успехов, которые я бы назвал локальными во времени и в пространстве. Но я считаю, что учить надо знаниями, а не матюгом. Если ты несешь спортсмену знания, ты становишься в его глазах уважаемым, а значит, тебе не нужны эти запредельные формулировки, грубости и ужасные вещи, которые делают некоторые тренеры».  Тренер игнорирует родителей: выгоняет с тренировок, не объясняет ничего и вообще говорит о том, что родители только мешают. 

А.М:

«Родители, конечно, бывают необъективны – считают, что ребенка несправедливо судят, что его меньше любит тренер. Но я разрешаю родителям ходить на тренировки. Потому что убежден: честный труд сразу виден. Тренер и родитель должны быть не врагами, а союзниками, это помогает в работе. Я вспоминаю маму Алеши Урманова теплыми словами – мы и сейчас большие друзья. У нас были очень сложные моменты, связанные с переходным возрастом Леши Ягудина, и его мама, Зоя Алексеевна Ягудина, мне помогала очень. Татьяна Васильевна Плющенко вообще была моим коллегой-тренером, я с ней советовался. И буквально всего пару раз в моей длинной-длинной тренерской карьере встречались родители, которые были мне по-человечески несимпатичны, и отношения с ними просто не складывались».

Ш.Т.:

«Я считаю, главная задача родителей в том, чтобы обеспечить ребенку условия: режим, питание, быт, привить ему спортивную культуру. А у нас ведь родители бьют детей в туалетах – таких примеров много. Некоторых из них дисквалифицировали во время соревнований и даже сажали в тюрьму за это. Сейчас есть перспективный теннисист, 13-летний парень, так его отец за любое поражение бьет, и ничего невозможно сделать. Разве это помогает тренировкам?» Как выбрать тренера: надо ли пробиваться к знаменитостям или для начала пойти в секцию рядом с домом?

Ш.Т.:

«Главный признак плохого тренера – если ребенок не хочет заниматься у этого тренера, говорит, что боится, и отказывается тренироваться. Если это так, надо уходить, ведь ребенок не виноват, что тренер не нашел к нему подхода».

А.М.:

«Есть тренеры, которые хорошо ориентируются в выведении на орбиту спортсмена, уже практически все умеющего, – сделать ему программу, костюм, пиар. Другие могут научить маленького ребенка. А есть те, кому интересно вырастить чемпиона «с нуля». Главный мой совет: если у вас есть рядом каток, ведите ребенка туда. Многие выдающиеся фигуристы начинали именно с этого: Елена Чайковская, Ирина Роднина. И даже возраст не так важен: Белоусова и Протопопов начали кататься лет в 15. Главное – дать ребенку почувствовать удовольствие от катания!»
Фото: GettyImages/Fotobank.ru Дата: 07 февраля 2014
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Как выбрать тренера для ребенка? 0 1 5 0
0
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 2
Alina
Alina 22 02 2016 01:17:12

прочитала статью с удовольствием, спасибо!

Cобытия и новинки
Показать ещё