Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Досуг современного ребенка тесно связан с гаджетами, и у родителей это вызывает беспокойство: кажется, цифровые «игрушки» лишь отвлекают внимание чад от более важных занятий. Но за последние 10 лет мир очень сильно изменился и то, что к чему мы сами порой привыкаем с трудом, дается нашим детям легко и естественно. Это значит, что им проще стать не просто бездумными потребителями модных смартфонов, планшетов и приложений, а инноваторами, способными преобразить окружающую реальность с помощью технологий. Слово экспертам!

Зачем ребенку разбираться в программировании?

Начнем с ответа для амбициозных родителей — это очень перспективно. IT проникает во все сферы нашей жизни: «умными» становятся дома, транспорт и одежда, медицинскиие компьютеры уже способны ставить диагнозы с высокой точностью, а роботы-хирурги — успешно оперирует пациентов. Мы общаемся через мессенджеры, занимаемся спортом с фитнес-браслетами, даже подобрать себе гардероб на завтрашнее свидание можно через специальное приложение. Количество устройств, подключенных к Интернету, превысило численность населения Земли еще в 2008 году, а к 2020 году ожидается, что общая сеть будет связывать более 30 миллиардов гаджетов.

По оценкам оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены роботами и компьютерными программами. Это не означает, что люди останутся без работы — можно будет перейти в сферы, где машины не смогут конкурировать с человеческим разумом (связанные с творческой дейтельностью и коммуникацией) или, наоборот, искать общий язык с искусственным интеллектом, разрабатывая программы и создавая и обслуживая умные механизмы. Поэтому программисты и другие специалисты из сферы высоких технологий будут очень востребованы. По прогнозам Министерства труда США, количество вакансий в этой сфере с 2014 по 2024 год вырастет на 27%. Так что человек, интересующийся IT, точно найдет себе хорошее место.

дочь хочет стать режиссером?

Деление на технарей и гуманитариев достаточно условно. Концентрация способностей одного типа «в чистом виде» — довольно редкое явление, часто же бывает так, что ребенок отстает по определенным предметам не потому, что у него нет способностей, а потому, что он не может найти общий язык с конкретным учителем или ему нравится только определенный тип заданий в этой сфере (например, школьник отлично решает логические задачи, но постоянно забывает, что минус на минус дает плюс, и из-за этого оценка снижается). Поэтому нелюбимому предмету стоит дать шанс, чтобы развитие было всесторонним. Что касается того, что девочки якобы от природы хуже успевают по математике и точным наукам, недавнее исследование ученых из университета Миссури доказало обратное: более низкие результаты у представительниц слабого пола обычно связаны с особенностями преподавания и гендерными стереотипами, из-за которых девочки меньше интересуются «мужскими» предметами.


Алгоритмическое мышление и новая грамотность

Если ребенок точно не хочет связывать свою будущую профессию с IT, это не означает, что занятия программированием или робототехникой не будут для него полезны. Ведь они формируют определенный тип мышления — способность раскладывать любой сложный процесс на последовательность действий. Умение думать таким образом развивает логику и структурирует мысли, оно поможет оптимизировать повседневные процессы и сэкономить время и силы, что пригодится специалисту любой профессии. Кроме того, требования к базовой грамотности меняются со временем — если раньше «уверенному пользователю ПК» было достаточно уметь обращаться с почтой, Word и Excel, то в будущем знание азов программирования может стать само собой разумеющимся навыком практически для любого сотрудника. В медицине понадобится умение работать с гигантскими базами данных, в строительстве — навыки работы с 3D-принтером, учителя будут иметь дело с образовательными онлайн-платформами, и даже агрономам придется программировать сельскохозяйственных дронов и настраивать автоматические системы полива.

С чего начать?

Юрий Горвиц, кандидат психологических наук, специалист в области использования компьютерных технологий в образовании: «Существуют специальные методы вовлечения мальчиков и девочек в основы кодинга, например, такие упрощенные языки программирования, как Scratch или Alice. Это специальные «айтишные» инструменты, с помощью которых ребята могут с помощью очень простых действий создать работающую программу — например, какую-то незатейливую игру. Эти инструменты позволяют делать всякие интересные вещи с конструктором LEGO или роботом Arduino. Главное, чтобы это было весело, увлекательно и не слишком сложно. Хорошо, если дети потом смогут написать текст о получившейся игре или роботе, или снять фильм, или сделать мультфильм. Все, что связано с визуальными искусствами, хорошо объединяет гуманитарную и техническую задачи: с одной стороны, мы формулируем и озвучиваем какие-то смыслы (например, идею мультфильма), с другой, задаем последовательность задач, которые можно решить с помощью информационных технологий».

Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»: «Во-первых, нужно объяснить ребенку, как развиваются технологии и как может выглядеть мир будущего — рассказать о самых интересных изобретениях, познакомить с научно-фантастическими книгами и фильмами (известный изобретатель и миллиардер Илон Маск, например, черпает вдохновение в романах Айзека Азимова). Во-вторых, нужно разобраться, что интересно самому ребенку, и какие точки соприкосновения с миром технологий тут можно найти. Если у него есть интересное хобби, о котором он хочет рассказать другим людям, можно вместе с ним создать простейший сайт на основе конструктора вроде WIX, а потом перейти к более подробному изучению структуры веб-страниц и языков программирования. Лучше всего, если ребенок учится в ходе работы над увлекательным проектом: тогда он будет стараться ради конкретной цели, а не какой-то абстрактной пользы».

Наргиз Асадова, гендиректор школы профессий будущего CrushPro: «Важно объяснить ребенку, что кодинг — это необходимый навык XXI века, и его хотя бы базовое знание нужно не только технарям, но и представителям творческих профессий — например, журналистам и писателям. Чтобы создать свое медиа, нужно не просто воспользоваться простейшим конструктором сайтов, но и вникать в разные нюансы. Свою книгу сейчас можно выпустить без участия издательства, если умеешь пользоваться программами для верстки и иллюстрации. В Пало-Альто, «столице» Кремниевой долины, есть школы, где детей учат делать газеты, журналы, сайты, Youtube-каналы — для этого им нужно уметь программировать, снимать цифровое видео, монтировать его работать с графическими редакторами.

Если ребенку показать, как эти технологии могут быть связаны с его творческими амбициями, ему будет легко увлечься. У нас в школе мы с первого урока готовим детей к тому что они будут работать над каким-то проектом. Им нравится, что они что-то новое создают — это как умение рисовать, способность воплотить свою идею. На первый взгляд, программный код может выглядеть пугающим, но методики «плавного входа», позволяющие постепенно осваивать все более сложные приемы».

Первые шаги

Заинтересовав ребенка темой IT, можно записать его в какой-нибудь интересный кружок — например, один из тех, о которых мы рассказывали в недавней статье. На таких занятиях ребенок может довольно быстро увидеть результаты своего труда — придумать дизайн какого-либо предмета и распечатать его на 3D-принтере, запрограммировать робота на простейшие действия или создать мобильное приложение. Но можно изучать программирование и дома — с помощью специально разработанных для детей инструментов и игр. При этом начинать можно очень рано, не дожидаясь, когда ребенок пойдет в школу — существуют интересные решения, ориентированные на детей от четырех лет, которые постепенно научат дошкольника мыслить в терминах кодинга и подготовят его к решению более сложных задач.

Полезные платформы и игры

  • Kodable — этот сервис в игровой форме учит алгоритмическому мышлению через управление поведением смешных персонажей. По словам создателей, начинать обучение можно с двух лет, но сервис пригодится и младшеклассникам. Занятия упакованы в продуманный курс, а мамы и папы смогут следить за успехами юных учеников через специальную «родительскую панель». Программа стоит $20, но можно попробовать ее и в бесплатной версии (правда, с ограниченным функционалом)
  • Scratch — уже ставшая классикой платформа, разработанная специалистами Массачусетского технологического института. Она рассчитана на детей от 8 до 16 лет, совместима с любой операционной системой и позволяет создавать мультфильмы, интерактивные рассказы, игры и другие проекты.
  • Code.org — бесплатный проект, предлагающий несколько 20-часовых игровых курсов информатики, рассчитанных на детей разного возраста.
  • CodeMonkey — простой бесплатный онлайн-курс программирования, замаскированный под увлекательную игру: нужно управлять крошечной обезьянкой, собирающей разбросанные бананы, создавая и запуская цепочки команд. С каждым уровнем задачи усложняются. Есть версия игры на русском языке.
  • Lightbot — еще один хороший стартовый вариант для дошкольников. Это игра для смартфона, где игрок должен проложить путь робота по определенной траектории — так, чтобы он мог зажечь лампочки в нужных местах. С ее помощью можно научиться составлять простейшие алгоритмы. Приложение стоит 229 рублей.

Интеллектуальный партнер

Материал подготовлен в рамках кампании по популяризации технического образования

Автор: Дарья Варламова

Дата: 02 марта 2016
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Как увлечь юного гуманитария программированием? 4 1 5 3
3
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 5
Надежда Цыганкова
Надежда Цыганкова 30 11 2016 23:38:23

Дети должны сейчас уметь очень много...так ведь и раньше дети много умели только другое -например дети много умели делать по хозяйству... а у меня есть сказка,я ее написала о замечательных детях -Добруше и Неслуше - ад городом плывут облака. Мне очень нравится на них смотреть. Они все такие разные – это облачко похоже на маленького барашка, а это на слоника. «Бабушка, смотри, смотри, а на облачке сидят два мальчика, ты видишь бабушка, мальчики!» «Ну, конечно, вижу дорогие», говорю я внукам. « Это два брата, я даже знаю, как их зовут». « А как?» « Добруша и Неслуша». Это было очень, очень давно. В далекой стране, в маленьком городке, жили смелые и добрые люди. А еще они славились трудолюбием. За какую бы работу они не брались, все у них получалось замечательно. В беленьком домике с голубой трубой, на окраине городка жила семья. Папа, мама и их сыновья. Папа чудесным садовником был, Лучшие в мире цветы разводил. Мама прекрасной хозяйкой была, И пироги она чудо пекла. В этой славной семье росло два мальчика – Добруша и Неслуша. Старший Добруша был замечательным тружеником. И пускай он был еще мал, он трудился наравне с взрослыми. Папа вышел в сад и он тут как тут. И поливать растения помогает, и сорняки полет. А потом идет в дом к маме, да идет не с пустыми руками, а с букетиком цветов, зная, как она их любит. «Мама, что надо делать?», спрашивал Добруша. И когда мама давала ему задания, выполнял их с радостью. Все его любили. Жила в доме собачка, Жуля, так и она не могла дождаться, когда Добруша с ней гулять пойдет. Уж очень он с ней ласков был, и погладит и вкусненьким угостит. Добрым был, Добруша - мальчик. Не обидит никого. И за доброе сердечко, уважали Все его. А младший Неслуша был очень ленивым мальчиком. Папе с мамой никогда не помогал. Зовут, зовут они его, да толку то нет. «Сейчас, иду!», отвечает Неслуша, а сам не идет. Родители подождут его, да и сами все сделают. Младший братец был, Неслуша. Он не делал НИЧЕГО, он с трудом, Мыл даже уши, обижал он все Зверье. Выйдет, Жуля погулять, Он давай ее пугать. И собака лает, лает и конечно убегает. И курей он распугал, и зачем-то Палку взял. Папе делать он мешает, Маме он не помогает. Бессердечный он такой, Одним словом, не Герой!» Как-то раз пошли братья в ближней лес. Старший Доброша идет и в корзинку то грибок положит, то ягодку сорвет. А Неслуша бежит рядом и палкой головки цветов сшибает. Птиц распугивает. Бежал, бежал и…заблудился, В лесу начало темнеть. Страшно стало Неслуше. Он кричать начал. И тут, о чудо перед ним возник маленький, премаленький старичок. У него была длинная белая борода, коричневая бархатная шляпа на голове и сучковатая палка в руке. «Заблудился, голубчик?», с усмешкой спросил старичок. «Лес, то он хулиганов не любит. Ты зачем птиц – то пугаешь, они чего тебе плохово сделали? А цветочки, цвели глаза радовали, а ты их погубил. А зачем?» «Дедушка, простите меня», заплакал Неслуша. « Я так больше не буду делать. Я никого не буду обижать, я буду хорошим». « Ты мал еще, и я тебе поверю. Я думаю, ты будешь хорошим малышом. Пойдем, я выведу тебя из леса». И они пошли. Неслуша немного осмелел, и спросил дедушку: « А как вас зовут, и кто вы?». «Я Дух леса, а имя мое Лесовик». Вышли Неслуша и Лесовик на полянку, а там и дом виден. И увидел мальчик, что бежит к нему вся семья – папа, мама и брат. Ведь Добруша, искал, искал брата. А тот не откликался. Да и побежал он домой, за помощью. Как все обрадовались, увидя Неслушу живым и здоровым. Все стали его обнимать и целовать. А Неслуша, все оглядывался, хотел показать всем замечательного Лесовика, который его из леса вывел, но, увы, тот исчез. С тех пор Неслушу, стали звать Помощник, уж очень он старательным стал, домашним помогал, с животными ласковым был. И все его очень любили. А мама, улыбаясь, приговаривала: « У меня сынки такие, просто золотые!»

Cобытия и новинки
Показать ещё