Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Выбор школы: куда ведет дорога знаний?

Школы никогда не отличались друг от друга одними лишь порядковыми номерами. Почти в каждой – свои традиции, история, отношения… Но огромное разнообразие учебных заведений ставит сегодняшних родителей перед сложным выбором.

Школы никогда не отличались друг от друга одними лишь порядковыми номерами. Почти в каждой – свои традиции, история, отношения… Но огромное разнообразие учебных заведений ставит сегодняшних родителей перед сложным выбором.

Традиционная система российского образования – это накопленный за много лет опытЦели у этой системы: развитие личности ребенка и фундаментальность в обучении, слагаемые которой -  прочные основы знаний и умение их постигать с помощью работы над собой. Особенности системы – годами выверенная программа и учебный план; четко сформулированные требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения, классная поурочная система; учет успеваемости по балльной системе; множество учебников и методической литературы. Теоретически знаний, умений и навыков должно быть достаточно, чтобы выпускник средней школы мог продолжить образование в школе высшей. Кто-то считает такую систему безнадежно устаревшей, другие именно в ней видят залог будущих успехов своего ребенка.  Основу традиционной системы обучения составляют средние общеобразовательные школы, ориентированные на массового ученика, на всех без исключения. Но часто бывает, что необычные развивающие или авторские программы, приживаются именно в таких школах (хотя они и не складываются в систему и затрагивают обычно один или несколько предметов). При этом все зависит от личности учителя-энтузиаста, от лояльности к нему администрации школы. Таких учителей и такие школы хорошо знают в округе.

Однако, общеобразовательные школы различаются между собой и по форме организации, и по содержанию учебной программы. Они могут работать по системе  «школа–вуз», быть «городской экспериментальой  площадкой» (ГЭП), входить в состав учебно-воспитательного комплекса (УВК) или иметь определенный профиль – гуманитарный, экологический, эстетический, химический, математический, экономический.

По статистике Департамента образования каждая десятая школа в Москве имеет статус профильной (специализированной).

Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов обычно имеют гуманитарную направленность, где изучение заявленных дисциплин начинается после 5–7 класса. Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением иностранного языка отличаются от тем, что язык  начинает изучаться с первого класса, прием в первый класс может проходить на конкурсной основе, в 5 классе добавляется еще один иностранный язык. Такие школы имеют номера, начинающиеся с 13… (например, 1304, 1311  и т.д.)

В гимназиях обучают детей с пятого по одиннадцатый классы, причем ребенок имеет возможность получить универсальную общеобразовательную подготовку на гуманитарной основе (с расширенным и углубленным изучением русского языка, литературы, истории, а также не менее двух иностранных языков) и повышенном уровне сложности. Каждая гимназия сама определяет, какие предметы и курсы будут включены в учебный план.

При некоторых гимназиях организованы прогимназии (начальная школа). На самом деле, эти образовательные учреждения обычно никак не связаны друг с другом - имеют разные номера, разные здания. Больше того – переход в гимназию в пятом классе всегда происходит на конкурсной основе, из-за чего часто ссорятся «дочки» (прогимназии) и «мамы» (гимназии).

Лицеи схожи с гимназиями тем, что ориентированы на обучение детей со сформированными интересами и наклонностями. Но лицей состоит только из старших классов, которые работают по индивидуальному учебному плану и программам и чаще имеет математическую направленность.

Гимназии и лицеи были созданы на базе средних общеобразовательных школ, отличающихся высокими результатами и сегодня считаются элитными учебными заведениями. А гимназические и лицейские классы могут быть организованы на базе обычной общеобразовательной школы с соответствующей аккредитацией.

Гимназии и лицеи ищите с номерами, начинающимися с 15…(например, 1555, 1531  и т.д.).

Системы и программы обучения

В так называемой развивающей системе образования, наибольшее признание среди педагогов многих российских школ получила система Л.В. Занкова, которой в 2007 г. исполнилось 50 лет. Ее цель – максимальная эффективность обучения для общего развития ребенка. Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя, на высоком  уровне трудности и в быстром темпе. На уроках нет знакомства с правилами в готовом виде, не ищите их и в учебниках – они выводятся учениками вместе с учителем по ходу работы, в самостоятельном поиске. Сегодня в России и странах СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.

Почти полвека лет (с 1958 года) в школах внедряется и система образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Ее особенностью является дискуссионная форма работы, в ходе которой дети сами открывают содержание учебных предметов. Одна из самых известных школ этой системы–  школа № 91, в которой учились Владимир Маяковский и Борис Пастернак. Чтобы каждый ребенок мог сформировать свою точку зрения, с первого по пятый класс включительно здесь не ставят отметок.

Специфика образовательной системы «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова также строится на основе развивающего обучения. Специфика ее в том, что иностранный язык преподается с первого класса, физика – химия – биология – география – синхронно с 7 по 9 класс. Математика до 9 класса включительно. Получается, что ученик завершает базовое образование в 9 классе. 10–11 классы отводятся на профильное лицейское образование.

К системе развивающего образования примыкают и школы для одаренных детей. В школе-лаборатории № 1624 «Созвездие», работающей по развивающей системе «Одаренный ребенок», есть необычный предмет – МДО (междисциплинарное обучение), который направлен на выявление и развитие творческих способностей ребенка, его собственную исследовательскую работу. В гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» разрабатываются педагогические технологии работы с одаренными детьми, а в лицее № 1524 применяется «Метод развивающего дискомфорта», который  формирует у детей способности и навыки активно действовать и тем самым преодолевать ситуации повышенной трудности и временной неудачи.

К развивающей системе образования относится и адаптивная модель школы Ямбурга – система непрерывного образования, центр образования № 109.  Обучение в школе делится на модули: «детский сад», «начальная школа», «основная школа», «старшая школа». В школе придерживаются государственных стандартов образования, но выходят на них к концу обучения, адаптируя учебную систему к возможностям и потребностям каждого школьника. Каждый модуль находится по отдельному адресу. Модели адаптивной школы отрабатываются в нескольких школах Юго-Запада Москвы, в том числе в руководимом Евгением Ямбургом центре образования N109.

Многие родители наверняка слышали о педагогических системах Льва Толстого, Марии Монтессори, Селестена Френе, Рудольфа Штайнера (Вальдорфская педагогика). Все они называются школами свободного образования и входят Европейскую ассоциацию за свободное образование (EFFE).

 Частные школы

У частных школ и пансионов есть свои неоспоримые плюсы. Там, где наполняемость классов составляет не более 8–10 человек, у учителей и психологов есть возможность индивидуально заниматься ребенком, обеспечить ему наблюдение со стороны логопеда, психолога, врачей – это особенно важно для ребят не очень самостоятельных и коммуникабельных, не блещущих богатырским здоровьем. Но рассматривать частные школы только с точки зрения коррекции детских проблем – неверно! Во всех развитых странах существует так называемое элитное среднее образование, которое получают или исключительно талантливые дети, или же дети из обеспеченных семей.

Большинство московских частных школ являются школами полупансионами, то есть дети могут находиться в них как минимум с 8 до 18 часов. Здес, как правило, есть условия для всестороннего развития ребенка с набором самых разнообразных занятий от обеда до вечера – карате, бальные танцы, лошади,  большой теннис, плавание и т.д.

В Москве сегодня около  250 частных школ.

Самые известные частные школы столицы:

 Ломоносовская школа - одна из старейших частных школ Москвы, которая сочетает классические традиции российского образования и современные образовательные технологии. Особенность Ломоносовской школы – курс «ИнтеллекТ», разработанный научным руководителем Ломоносовской школы профессором М.А. Зигановым. Методике интенсивного обучения в Ломоносовской школе – 20 лет, ее суть в том, что при помощи специальных упражнений педагоги-психологи, не увеличивая нагрузки, активизируют умственные способности ребят. То есть учат их думать быстрее, легче и качественнее.

Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон» за 13 лет работы приобрела статус одной из наиболее уважаемых не только в Москве, но и в России.  Особенности: персонально-ориентированнаа системы обучения, гуманитарно-экономический профиль в старших классах. Кроме того, школа известна заботой о здоровье детей - есть спортивный комплекс с бассейном, спортивным, тренажерным залом, залом настольного тенниса и бильярда, тиром. На пришкольном участке построены волейбольно-баскетбольная площадка, полоса препятствий, беговые дорожки, роликодром, детская игровая площадка, зона отдыха и релаксации.

Классический пансион МГУ имени М.В. Ломоносова видит свою миссию в том, чтобы сохраняя лучшие традиции фундаментального образования, научить своих воспитанников (будущих представителей российской элиты в области политики, государственного управления, дипломатии, бизнеса, науки, культуры) находить пути преодоления межкультурных, межэтнических барьеров, помочь им стать гражданами мирового сообщества, активно участвующими в его жизни. Благородный университетский пансион был открыт по инициативе Михайло Ломоносова в 1779 году, вскоре после основания Московского университета, а возрожден – в 1997 году.

В частной «Школа сотрудничества» разработана система так называемых элективных курсов, позволяющих ученикам получить углубленную подготовку по различным предметам, раскрыть личностный потенциал, развить свои способности. Каждый ученик выбирает несколько дисциплин из разнообразного спектра элективных курсов: язык и общество; исторический театр; введение в экономику; основы потребительских знаний; основы менедж-мента; основы медицинских знаний; химический эксперимент, биоиндикация и экологический мониторинг и др. Здесь вместо обычных уроков бывают урок-лекция, конференция, семинар, урок-путешествие, мастер-класс, урок-панорама.

Изюминкой питерской частной «Эпишколы» (от греч. epi – на, над, сверх, при, после, возле) стали «погружения», во время которых все ученики школы и даже дошкольники осваивают какую-либо из важных тем. Это происходит в течение нескольких дней, и, как правило, выбранная тема объединяет сразу несколько учебных предметов, дети взаимодействуют в разновозрастных группах. Сочетание игровых форм (игры деловые, сюжетно-ролевые, психологические) с исследовательскими и практическими работами на свежем воздухе делает обучение более эмоционально-позитивным и продуктивным. Вот некоторые темы проведенных погружений: «Гидросфера», «Система», «Порядок и Хаос», «Мифы и Легенды», «Цивилизации»,  «Англия». 

Образование на дому

Законом об образовании РФ предусмотрена возможность получения общего образования в семье с правом на государственную аттестацию. Дети, которые получают домашнее образование (кстати, таких становится все больше), должны быть зачислены в школу по месту жительства на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбранной формы обучения. Личное дело ребенка при этом сохраняется в школе на протяжении всего срока обучения. Школа должна предоставить ему все учебники.

Не нужно путать систему домашнего образования с надомным обучением. Последнее организуется для хронически больных учащихся (по заключению медицинского учреждения) силами учителей школы, которую ребенок посещает вне болезни. Именно члены педагогического коллектива обеспечивают обучение, воспитание и социальную адаптацию такого ученика.

Школы не для всех

Существует в нашей стране и система коррекционного обучения. В каждом учебном округе столицы находятся не менее 5–10 коррекционных школ разной специализации (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых и т.д.), куда дают направления медико-педагогические комиссии округа. Например, в Южном учебном округе Москвы создана уникальная модель образовательного учреждения – центр образования школа  № 1998 «Лукоморье» для детей с сохранным интеллектом, имеющих хроническую патологию в физическом развитии.

В последние годы появилась еще одна возможность учиться детям, которые в силу здоровья не могут ходить в обычную школу - дистанционное обучение, где каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. В Центре образования «Технологии обучения» (i-Школа) Департамента образования Москвы, который является городской экспериментальной площадкой «Разработка модели дистанционной школы и создание системы дистанционной поддержки образования и развития детей с проблемами здоровья», уже учатся в более тысячи учащихся 1–11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Вся учебная работа проводится через Интернет, при этом создана специальные i-классы с виртуальными учебными кабинетами.

В последние 10 лет в Москве начали открываться негосударственные православные школы и гимназии. Первой православной общеобразовательной школой в России после 1917 года стала московская православная классическая гимназия «Радонеж», 10 лет назад начала работу православная гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца. Задача таких школ: православное воспитание учащихся и обучение в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом. Гуманитарные дисциплины (история, литература) преподаются в расширенном объеме, учебном плане существует целый комплекс церковно-богословских дисциплин.

Мальчики – налево, девочки – направо

учатся не в разных школах, а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. Главный аргумент сторонников раздельного обучения: мальчики и девочки развиваются неодинаково – у них разные возрастные интересы, игры, личностные особенности, не говоря уже о физиологии. Противники гендерного обучения настаивают на том, что разница между полами сильно преувеличена и хороших обучающих результатов вполне можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

В свое время школы для девочек закончили  Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, Фиорина Карлтон (председатель совета директоров компании Hewlett-Packard).

Абсолютно гендерными, пожалуй, можно считать лишь кадетские школы-интернаты, цель которых – подготовка ребят к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В соответствии с распоряжением Департамента образования г. Москвы от 2005 г. в кадетские школы-интернаты принимаются дети из социально незащищенных семей, а при наличии свободных мест принимаются дети из полных семей, проживающие на территории района или округа. В кадетских школах-интернатах созданы службы медико-психолого-педагогической поддержки детей из социально незащищенных семей (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой, многодетных семей и имеющих одного родителя).

Кадетские сады Москвы

  • Кадетская школа-интернат «Третий Московский кадетский корпус имени Александра Невского» (5–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус» (5–11 классы)
  • Кадетская школа № 1702 «Петровский кадетский корпус» (1–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат № 6 «Московский Георгиевский кадетский корпус» (5–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус» (5–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат № 9 «Московский пансион государственных воспитанников»
  • Кадетская школа-интернат №7 «Московский казачий кадетский корпус им. М.А.
  •  Шолохова» (5–11 классы).
  • Кадетская школа № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» (5–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат № 69 «Второй Московский кадетский корпус» (МЧС) (5–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат «Навигацкая школа» (5–11 классы);
  • Кадетская школа-интернат № 8 «Московский кадетский корпус юстиции» (5–11 классы). Кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя» (1–11 классы).

Самые известные школы

В любом городе есть школы, о которых слышали большинство родителей. И если вашему ребенку посчастливилось жить вблизи от такой школы – не упускайте такой шанс, ведь многих детей сюда возят с другого конца города.

По многочисленным рейтингам в первой десятке лучших школ Москвы: 

Школа № 91 (о ней см. выше)

 Школа Тубельского (Школа самоопределения № 734) – одна из самых известных в России и в мире демократических школ, имеющая свою конституцию. Работает в проектном режиме. Проект – это способ «проживания» основной части учебного времени, что предполагает в большой мере размывание рамок урока и использование возможностей полного дня. Семинары, сборы, ролевые игры, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние трудовые лагеря, индивидуальные образовательные планы, творческие и проектные работы, эксперименты и экспертизы, проблемные группы и педагогические пленумы, новые издания школьных сборников.

Школа № 1234 считается одной из самых сильных школ с углубленным изучением английского языка, также как и Лингвистический лицей № 1555  при МГЛУ (бывший институт иностранных языков имени Мориса Тореза).

Гимназия № 45 (школа Леонида Мильграма) скоро будет отмечать 50-летний юбилей. Здесь сочетаются традиций качества обучения и воспитания, интеллигентность, профессионализм и чувство ответственности с талантом молодых учителей. Последние 10 лет гимназия работает в тесном сотрудничестве с Высшей школой экономики; с 1996 г. – является авторизованным образовательным учреждением Международного бакалавриата (МБ). Московским Комитетом образования на базе гимназии № 45 создана и поддерживается городская экспериментальная площадка «Международный бакалавриат»

Школа «Интеллектуал» образована в 2003 году решением Департамента образования города Москвы. Это особое учебное заведение, предназначенное для обучения школьников с повышенными умственными возможностями, с 5-го и по 11 класс. Обучение ведется малыми группами, с предоставлением выбора уровня трудности для каждого предмета (базовый уровень или продвинутый). В старших классах обучение специализировано в зависимости от сложившейся у школьника системы учебных приоритетов (гуманитарное отделение, физико-математическое, химико-биологическое). Школа «Интеллектуал» является интернатом, т.е. дети могут ночевать с понедельника по субботу (кроме каникул и праздников).

Если номер школы меньше 100, значит, это учебное заведение с давними традициями и расположено, как правило, в центре Москвы.

Про рейтинги

Методик проведения рейтингов очень много – учет результатов всевозможных олимпиад, оснащенность классов, количество поступивших в  вузы, стабильности и «научность (кандидаты, доктора наук) педагогического коллектива и многое другое. Одним из самых объективных считается рейтинг государственных московских школ, опубликованный в 2006 г. в газете «Известия».

Математика Гуманитарные науки
1. 57-я школа (№ 57)
2. Лицей «Вторая школа»
3–5. Гимназия N 1543
3–5. Гимназия N 1514 (школа N 52)
3–5. Специализированный учебно-научный центр при МГУ – Школа им. Колмогорова (СУНЦ МГУ)


1. 57-я школа

2. Гимназия № 1567
3. Гимназия № 1514 (школа № 52)
4–6. Гимназия на № 1543
4–6. Лингвистическая гимназия № 1513
4–6. Гимназия № 45 (школа Леонида Мильграма)

Школа рядом с домом

По статистике большинство детей ходит в школу, которая расположена недалеко от дома, неважно частная она или государственная. И это совершенно оправдано: по мнению директора Института возрастной физиологии РАО, профессора Марьяны Безруких время «доезда» до школы нужно обязательно включать в рабочий день ребенка. Плюс организация «дороги» (водитель, бабушка, гувернантка), плюс дорога обратно. А ведь еще домашние задания, внеклассное чтение, любимая спортивная секция, наконец. Не каждый ребенок с 7 лет готов на такие жертвы для своего еще не канувшего в Лету детства…

Всем известно, что в  начальной школе очень важна роль учителя. Это должен быть как минимум добрый, внимательный и неравнодушный  человек, который сможет хоть изредка в чем-то «продвигать» ребенка на лидирующие позиции – ведь каждый человек, как говорил В.А. Сухомлинский, должен быть в чем-то первым. «Местная» школа может оказаться именно той, которую вы давно искали – особенно если состав педагогического коллектива почти не меняется на протяжении последних 10–15 лет, существуют школьные традиции и – это очень важный показатель – бывшие школьники возвращаются в в родные стены в качестве учителей.

Non scholae, sed vitae discimus

«Не для школы учимся, для жизни» – этим девизом одной хорошей питерской школы хочется завершить наш обзор, цель которого показать, как много разных школ есть сегодня. На самом деле, из этого разнообразия не так уж и сложно выбрать, если ответить себе на вопросы – что вы хотите получить от школы и каких результатов ждете от ребенка. Главный приоритет состоит в том, насколько вашему  ребенку подходит выбранная вами же школа. Неразумно стремиться в школу только потому, ваши друзья считают ее престижной или потому, что там учатся все дети ваших знакомых. Это как лечить разных людей одинаковыми лекарствами…

Будьте внимательными к ребенку – не считайте выбор школы в первом классе окончательным и бесповоротным. Ведь как говорил великий сказочник и «виннипуховед» Алан Милн: «Что значит «Я»? «Я» бывают разные».

 

Школьный бизнес

С 1991 года в России работает общественная организация «Достижения молодых», входящая в международные некоммерческие образовательные ассоциациии Junior Achievement International  и Young Enterprise Europe. Эта организация создает и поддерживает программу «Школьная компания», в которой дети изучают основы экономики не только в теории, но и на практике. Школьники открывают настоящие предприятия, распределяют должности, производят продукт, продвигают его на рынок и распределяют доходы. Раз в году проводится выставка-ярмарка, на которой выбирают лучшие компании.

Например, в московской школе N1100 создана компания «Скейты и ролики» , которая открыла прокат и обучение катанию на специальной площадке. дети будут проводить свободное время.

Другой проект "Ученическая растениеводческая мастерская" был выдвинут Межшкольным учебным комбинатом (МУК) № 13 и общественной организацией Центр лечебной педагогики (ЦЛП). Другой проект комбината - мастерская по ремонту автомобилей.

Там же появился новый бизнес-проект - ребята решили выращивать и продавать в Москве редкие растения, которые обычно привозят из-за рубежа.

В школьных компаниях дети учатся не только грамотно распоряжаться деньгами, вести документацию и создавать качественный продукт. Они осваивают грамоту социальных отношений, находят пути понимания друг друга и привыкают учитывать интересы окружающих – потребителей.

Национальные школы

В Москве есть школы с так называемым этнокультурным компонентом образования. Кроме родного языка, ребята изучают историю, культуру своего народа, национальные ремесла и праздники

Вот некоторые из таких школ:

№ 1086 – с этнокультурным корейским компонентом образования;

№ 1186 – русско-татарская школа;

№ 1110 – с армянским компонентом образования;

№ 551 – с классами этнокультурного греческого компонента образования;

№1247 – русско-литовская школа;

№№1311, 1871 – с еврейским компонентом;

№ № 223, 1680 – с русско-грузинским компонентом образования;

№№ 505, 1842, 514, 838, 868, 112 –  с этнокультурным русским и славянским компонентом.•      

 

Дата: 31 августа 2007
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Выбор школы: куда ведет дорога знаний? 0 1 5 0
0
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 1
Alina
Alina 22 02 2016 11:31:36

полезная статья!

Cобытия и новинки
Показать ещё