Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Живой букварь

Сколько бы мы ни отделялись от природы, все равно остаемся ее частью и живем по ее законам. «Я дитя природы, хоть дурное, но дитя!» – говаривала Баба Яга из сказки Филатова. Только лучше растить не Ягу, а воспитывать Маленького Принца, живущего в дружбе и согласии с природой.
 

Плакаты с призывами беречь природу современных детей не вдохновляют, а раздражают. Рисунки же во многих книжках о природе или учебниках ботаники кажутся скучными. Тем более что живой мир не познать по картинкам – нужно отправляться в настоящий лес, вдохнуть его запах, ощутить его спокойствие. Чтобы разговор с ребенком о природе не превратился в заумную лекцию, попробуйте посмотреть вокруг его глазами – первооткрывателя, юного путешественника, восторженного и удивленного. А в остальном полагайтесь на возраст своего малыша.

От 0 до 5

Ваш малыш восприимчив ко всему, что его окружает, обожает яркие краски, насыщенные звуки и причудливые формы. Дружбу с природой начинайте со знакомства: встретив на прогулке или на страницах книжки новое растение, животное или явление, подберите самые доступные слова, чтобы описать, кто или что это и что оно умеет делать. Избегайте стандартных «киса-мяу», «собачка-гав», когда ваш малыш достигает года. Специалисты по раннему развитию доказали, что в этом возрасте ребенок многое понимает и в состоянии усвоить более сложные образы: «Кошка пушистая, коготки острые, говорит «мяу», охотится на мышек» или «Ромашка душистая, с белыми лепесточками, лечит больное горлышко». Чем больше понятных определений вы внесете в жизнь малыша, тем проще ему будет формулировать собственные мысли вслух. В эти же годы можно закладывать представления о цветах, формах и иных свойствах предметов. Оранжевый круглый апельсин, зеленый треугольник листа, белое облако, красный помидор – на натуральных объектах проще усваивать названия цветов, чем на ярких кубиках или игрушках.

Культура отношения к природе формируется в этом нежном возрасте. Начать позже – значит навсегда упустить воспитательный момент. А пока малышу можно объяснить, что рвать цветочки на лесной опушке не стоит – дома они умрут, а в лесу проживут и порадуют еще не одного малыша. Понятные и простые объяснения можно подобрать для всего, что касается защиты окружающей среды. Разумеется, подтверждать свои слова нужно только на собственном примере. Поведение дяди, который ломает ветки на пушистой елке или бьет свою собаку, вы всегда сумеете объяснить: «Просто у дяди, наверное, не было мамы, которая бы рассказала, что причинять боль елочке плохо, а поднимать руку на животное – тем более!» А пока приучайте малыша наблюдать за живым, а не хватать его руками и отрывать кусочек про запас.

Это интересно!

Липучку на курточке вашего ребенка придумал очень любознательный человек, глядя на обычный репейник. Отправляясь на прогулку, обязательно отыщите это растение и расскажите подрастающему всезнайке о том, сколько секретов раскрыла нам матушка-природа. С давних времен люди наблюдали за крыльями птиц и мечтали подняться в небо, и спустя столетия мечта воплотилась. А затейливые кульбиты бабочки или стрекозы – разве не напоминает это фигуры высшего пилотажа на красочном авиашоу? Вы наверняка припомните еще десятки примеров, чтобы показать ребенку: львиная доля изобретений основана на явлениях природы.

 

От 5 до 10

Дошкольники и младшие школьники проводят больше времени за компьютером или телевизором, которые постепенно заменяют им живой мир. Всю необходимую информацию ребенок воспринял глазами или на слух, но остальные органы чувств остались незадействованными. Казалось бы, какая мелочь! Но в результате развитие осязания, обоняния и даже интеллекта замедляется, а образы настоящей жизни заменяет вы в парк, за город или на море – главное, чтобы «возмутитель спокойствия», то есть домашняя техника, как можно чаще оставалась в зоне недосягаемости. Увлечь ребенка в этом возрасте несложно. Пока он открывает для себя мир, играйте с ним в игру: что на что похоже? Облако напоминает плюшевого медведя, а плакучая ива – бабушку, когда она огорчается, опускает голову на руки и тихонько причитает. Пусть ребенок придумывает как можно больше образов, не подсказывайте и не перечь и активно развивается. Новые и незнакомые объекты или явления природы не раскрывайте сразу. Попросите ребенка описать увиденное, сравнить с уже знакомым, определить, к какому виду это относится (на уровне «растение» – животное» или на более сложном «дерево» – «кустарник» – «цветок»). Лишь после подробного описания произнесите, как называется ваше открытие. Так малыш запомнит не только название, но и свойства находки.

Поощряйте творчество. Пусть ребенок рисует животных, деревья и цветы, небо и облака. Леонардо да Винчи называют великим за его умение наблюдать и улавливать детали прежде всего в мире живой природы. Изображая на своих эскизах обычную ветку или бегущего зверька, ему удавалось найти логику и закономерность в их строении. На основе этих открытий рождались новые, необходимые человечеству. Кто знает, что придет в голову вашему юному гению? На прогулку захватите лупу или бинокль: разглядывать муравейник или птичье гнездо на дереве так гораздо интереснее. Предложите своему фантазеру игру: он выбирает роль любого живого объекта – рыбки, птицы, котенка, цветка, облачка – и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий его мир. Такая игра развивает наблюдательность и внимание.

Научите ребенка слушать. Лесная тишина – лучший в этом смысле урок. Сядьте на полянке, облокотитесь на поваленное бревно и вдвоем вслушайтесь. Шорох? Откуда он? Как думаешь, кто его издает? А этот всплеск, замечаешь? А стук? Кто это? Дятел, быть может? Прислушиваясь к звукам природы, задавайте ребенку как можно больше вопросов об их происхождении, а затем поправляйте его, если он нафантазировал чересчур много.

В гостях у леса

Объяснять правила бережного отношения к природе лучше всего на собственных примерах. Но слишком много «почему» возникает в ответ у юных открывателей мира. Устав от бесконечных «Почему не бросать?», «Почему не ломать?», «Почему не рвать? – приведите  для примера историю. Представь, что к нам пришли гости. Мы накрыли стол, гости все с удовольствием съели и… разбросали посуду, остатки еды на полу. Потом они посреди комнаты развели костер и громко включили музыку, а потом оборвали на букетики все наши любимые фиалки и розы, которые мы старательно растили много-много лет. Продолжать сюжет можно долго. Конечно, ребенок возмутится: подобное поведение гостей переходит все границы. Поясните, что, приходя в лес, многие ведут себя именно так. Эта поучительная история, дополненная вашими комментариями и личными примерами, может стать основой экологического воспитания ребенка.

С 10 лет

В подростках растут не только максимализм и упрямство. В этом возрасте дети вдумчивы, по-своему сильны и цельны. Школьное природоведение и биология уже внесли посильную лепту в их представление о природе. Закреплять пройденное лучше всего на практическом материале. Можно отправиться в воскресный поход всей семьей или присоединиться к группе скаутов, посетить ботанический сад или отправиться на неделю за город, на берег реки. Подключите ребенка к дежурству по кухне, объясните, как разводить и поддерживать огонь, попросите поискать старую кору и сухие еловые веточки для растопки и научите, как отличать сухое дерево от живого и какое можно срубить для костра. Обязательно выбирайтесь за пределы палаточного городка. В лесу попытайтесь отыскать грибы и ягоды и поясняйте, какие из них можно есть, а к каким лучше даже не прикасаться. Если вы сами не уверены в познаниях ботаники, объясните подростку, что незнакомые ягоды и грибы лучше даже не пробовать. На лугу или поляне вокруг лагеря можно отыскать лекарственные травы и объяснить, от каких недугов помогает каждая из них. Самый обычный подорожник, который в городе мы топчем ногами, в экологически чистой зоне леса остановит кровь, продезинфицирует рану и даже поможет разболевшемуся горлу.

В подростковом возрасте перепады настроения – привычное дело. Но природа может помочь ребенку справиться с нахлынувшими эмоциями. Сидя на берегу реки, глядя на закатное солнце, любуясь полетом птицы или созерцая огонь костра, попросите ребенка описать чувства, которые он испытывает. Останавливайтесь подробнее на тех сюжетах, которые рождают ощущение спокойствия, уверенности и умиротворенности. Вернувшись домой, попросите его снова воскресить в памяти эти сюжеты и заново описать чувства, которые они  порождают. А затем посоветуйте ребенку «спрятать» эти картинки в надежный «кармашек» своей памяти и «доставать» их оттуда, когда его что-то расстроит или напугает. В первый же приступ слез попросите ребенка мысленно вернуться в то светлое и доброе ощущение. Вы увидите, как горечь отступит.

 

Игры на свежем воздухе

Сколько бы лет ни было вашему малышу, вдумчивой беседе он предпочтет увлекательную игру. Поэтому расширять кругозор знаний ботаники, зоологии и окружающего мира лучше всего в игре. Участвовать в забавах могут от одного до нескольких десятков детей любых возрастов.

«ГЕРБАРИЙ»

Сам процесс сбора гербария доставит детям немало удовольствия, ведь всегда можно найти что-то неповторимое или даже уникальное. Опавшие листья, сухие веточки, небольшие коряги и даже речные камушки могут стать достойным украшением гербария. Обязательно подписывайте место, где был найден «экспонат», и по возможности определяйте, к какому виду и семейству он относится. Если по каким-то причинам ребенок не может собрать природный гербарий, предложите ему сделать гербарий из рисунков, фотографий растений и животных, известных ребенку. На выполнение задания может уйти несколько дней, поэтому лучше обыграть его как конкурс.

«РАДУГА»

Загадайте детям любой из цветов радуги и предложите по очереди называть вслух те предметы живой природы, которые могут быть такого же цвета. За неверно названный предмет или за объект, не принадлежащий к живому миру, назначайте какой-нибудь символический шуточный штраф – три раза присесть или пять раз подпрыгнуть на одной ножке. Наградить можно того, кто придумал больше всего предметов или назвал самый оригинальный.

«СТАРОЕ ДЕРЕВО»

В любом дворе наверняка найдется дерево, довольно высокое и старое. Предложите детям рассказать его легенду: как оно росло, кто обитал на нем, кто приходил лакомиться его плодами, как оно чувствовало себя, пробуждаясь с весной и засыпая на зиму. Тот, чья история окажется самой затейливой, считается победителем. Вместо старого дерева объектом для фантазии может стать овраг в лесу или даже листок, упавший с дерева.

«АССОЦИАЦИИ»

Попросите игроков закрыть глаза. В ладошки каждому поочередно опускайте похожие на ощупь предметы: гладкий желудь и камешек, плоский кусочек коры и лист, круглые шарики ягод и речную гальку. Пусть участники угадывают, что они держали в руках, а потом, открыв глаза, узнают, насколько были близки к истине.

Дата: 31 июля 2005
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Живой букварь 0 1 5 0
0
Читайте также
Новости партнеров
Cобытия и новинки
Показать ещё