Декабрь 2016
Новый номер
В продаже
с 16 ноября!

Легко ли быть писателем?

Знакомьтесь, авторы детективов, сказок и женских романов, сценарист и блогер.
Для каждой из героинь нашего проекта создание текстов – дело жизни. О тонкостях и секретах их творчества мы получили ответы из первых рук. Бонус – советы начинающим писателям!

Оксана Даровская, автор романов

Совет начинающим авторам один – идти до конца
Бытует мнение, что заниматься писательским трудом нужно непременно смолоду. Тогда, якобы, есть шанс пробиться, быть замеченным, возможно, даже стать знаменитым. Мне же кажется, общего правила в этом деле нет и быть не может. Я начала писать относительно недавно. И для этого многое совпало: обучение в Институте психоанализа при МГУ (куда поступила в 2003 году), накопленный жизненный опыт, который наложился на глубокое изучение человеческой психики в вузе. Подумалось, что мне есть чем поделиться. Села за первый роман и в процессе написания вдруг поняла (прозвучит банально, но это правда), что уже не могу не писать. Во время работы испытывала счастье, которое трудно сравнить с чем-либо еще. Озадачься я тогда целью непременно стать писателем, думаю, ничего бы не вышло. Амбиции появились, но гораздо позже, когда роман уже был написан. Вот тогда мне явственно захотелось, чтобы рукопись не оказалась «в столе», а ее прочитали люди.
Первая моя книга «Жизнь и любовь Елены» посвящена Женщине. Судьба ее абсолютно подлинна, хотя выходит за рамки привычных женских судеб. Так что сюжет придумывать мне не пришлось. На долю Елены выпало немало сложностей, но она не сломалась, сохранила доброту и жертвенность по отношению к людям. Книга уже вышла в свет. Второй, сданный в печать, роман имеет длинное название: «Выбор Саввы, или Антропософия по-русски». Это история (тоже не выдуманная) московского доктора, первую половину жизни отдавшего традиционной медицине, а потом ушедшего в медицину антропософскую. Встречи, открытия, обстоятельства, которые привели героя к подобному выбору… Над этой книгой я работала два года.
Впереди третья книга. На этот раз я пишу «из воображения». Придумать сюжет с нуля, вдохнуть жизнь в вымышленные персонажи куда сложнее, но зато и свободы для фантазии куда больше…

Ольга Френкель, сценарист ситкома «Деффчонки» (ТНТ), режиссер

Будьте предельно откровенны со своим читателем, зрителем.
Если бы мне десять лет назад гадалка сказала, что я стану автором популярного сериала, я бы ни за что не поверила!
…После окончания филфака работала преподавателем английского в МГИМО. Позже – на ТВ: новостные сюжеты, пресс-релизы, интервью, подводки ведущих, анонсы для передач, сценарии праздников, рекламные ролики. А несколько лет назад от друга (он из сферы кино) узнала, что ТНТ ищет идеи для комедийных сериалов. Тут же, буквально «на коленке», накидала какие-то мысли: живут четыре подруги с такими вот характерами, вот это с ними могло бы происходить. Ничего особенного не выдумывала. И вдруг ответная новость: «Идею утвердили, давай работать». Стали писать сценарии. Писали долго, почти три года. За это время я успела выйти замуж, родить дочку. Все спрашивали: «Что так долго пишешь?» Как объяснить, что я в этом деле новичок, учусь на ходу.
За одну ночь, на крыльях вдохновения, написать сценарий – это не про нас. У нас скорее так бывало: пишем, хохочем, кажется, гениально! Приносим на канал, читаем, ждем признания и аплодисментов. А в ответ морщатся: не смешно, повороты слишком предсказуемые, переписать! А я на тот момент уже вошла во вкус писательства, мне обидно за мое «творчество». Сколько раз хотелось все бросить. Это сейчас я без сожаления удаляю целые сцены, если они тормозят действие сюжета. А поначалу приемка сценариев на канале превращалась для меня в трагедию. Мне жалко было каждую строчку, каждое словечко! Если бы я тогда знала, сколько раз еще придется все переписывать и доделывать во время репетиций и съемок…
Сценарий и литературное произведение, как мне кажется, – разные вещи. Шукшин говорил: «Чем хуже литература, тем лучше кино». И наоборот. Нелюбимые на бумаге серии «Деффчонок» в процессе съемок неожиданно оказались самыми смешными. И наоборот. Еще сценарий – гораздо более подвижная, живая субстанция, чем рассказ или роман. С момента написания первого варианта к моменту окончания съемок сценарий меняется до неузнаваемости. Скажем, идет репетиция, и актриса говорит: «Не могу так сказать, фраза у меня не ложится». Или: «Я не понимаю, почему моя героиня себя ведет именно так». Я задумываюсь: а ведь она права, момент этот и правда фальшивый. Садимся и все вместе переделываем реплики, бывает даже сюжет меняем.
Многие киношедевры – плод коллективного творчества: Георгий Данелия – Виктория Токарева, Эльдар Рязанов – Эмиль Брагинский. Вот и мне обязательно нужен соавтор. Чтобы понять: смешно – не смешно, интересно – не интересно, правдиво – фальшиво.
…Что дальше? В мыслях – идея нового комедийного сериала. Вдохновила одна из актрис ситкома – Анастасия Денисова, которая играет Палну. События ее жизни настолько захватывающие, что придумывать ничего не надо, бери и записывай! Есть и еще одна задумка: более взрослый проект – трагикомедия.
Главное, что я поняла: залог успеха сценария или романа – присутствие личного опыта, пережитого автором. Говорите о себе или что хорошо знаете изнутри. Работаете в рекламном агентстве – рассказывайте о буднях рекламщиков. Сидите дома с ребенком – пишите про домохозяек. Главное – будьте откровенны со своим читателем, зрителем. И он непременно ответит вам взаимностью!

Анна Зябрева, выпускающий редактор Yoga Journal, блогер

Нужно любить то, чем занимаешься. Тогда будет хватать и сил, и времени, и вдохновения!
Я провожу все время за написанием и редактированием текстов, так что блогинг для меня – с одной стороны, логичное продолжение работы, а с другой – все-таки смена деятельности. Я завела ЖЖ шесть лет назад и первые годы публиковала записи, интересные довольно узкому кругу знакомых, чаще всего «под замком».
Но все меняется: изменился и формат моей интернет-активности. Два года назад мы с подругой открыли сообщество Air We Inspire (air-weinspire. livejournal.com), в котором решили собирать то, что нам нравится: вдохновляющие фотографии и съемки, красивые истории и интерьеры, вещи, которые просто радуют. Все это затевалось как скромный проект на двоих, но, видимо, мы удачно уловили читательские ожидания: неожиданно сообщество стало невероятно популярным. У меня есть личный блог (anna_zyabreva.livejournal.com), несколько кулинарных проектов, самый любимый из них – Funky Fork (funky fork.livejournal.com) c рецептами субботних обедов. И еще «рабочий» блог о йоге на YogaJournal.ru.
Мне трудно оценить общую аудиторию всех блогов: да, Air We Inspire читают больше 20 тысяч человек (что я ни в коем случае не считаю своей единоличной заслугой), мой ЖЖ – больше 2000, в кулинарных проектах участвует больше 3000, а аудитория Yoga Journal c легкостью перекроет все эти цифры в сумме. Но знаете, посещаемость блога или количество читателей никогда не были моей самоцелью. Я живу по правилу: надо искренне и с полной отдачей делать то, что нравится.
Я много путешествую, фотографирую, привожу из поездок тысячи кадров, десятки новых рецептов, впечатления и полезные советы – и всем этим с радостью делюсь в личном блоге. Рассказываю о том, из чего состоит моя жизнь.. Для меня очень важно понятие социальной ответственности, поэтому, если я могу поделиться информацией о благотворительном марафоне или общественной акции, не упущу шанс сделать это.
Тенденция, которую я наблюдаю в последнее время: блоги активно выходят из онлайна в оффлайн. И мне это нравится!
Как сделать свой блог популярным? В первую очередь нужно писать только о том, в чем действительно разбираешься. Интерес к своей теме – ключевой фактор успеха. Во-вторых, записи должны регулярно обновляться. Но если нет настроения или сил, то лучше ничего не писать, чем выливать на аудиторию свой негатив. Кстати, про настроение. Это третье важное правило: будьте всегда дружелюбными! Ну и четвертый совет: искренне любить то, чем занимаешься. Тогда на все будет хватать времени, сил, энергии и вдохновения.


 иллюстрации к книге 

Рассказывает Георгий МУРЫШКИН, декоратор, иллюстратор (в том числе книг Д. Хармса и Г. Остера):

Прежде чем создавать иллюстрации к книге, мне, конечно, приходится ее читать. Делаю это не всегда с удовольствием – увы, иногда текст бывает не лучшего качества. Больше всего мне нравится иллюстрировать книги, в которых есть какая-то интересная или новая мысль, идея. Нередко это техническая литература или публицистика. К тому же авторов, которые занимаются, например, детской художественной литературой – именно к ней можно сделать особенно интересные рисунки, не так уж и много. Бесконечно переиздают классиков, а новые детские писатели почти не появляются.
Для одной иллюстрации у меня всегда получается очень много эскизов. То, что выходит в книге, – лишь десятая часть работы. Раньше даже завидовал
другим иллюстраторам, кто может сразу нарисовать «тот самый» рисунок. Но ненужные рисунки (их у меня скопилось крайне много!) не выбрасываю –
они мой капитал.
Обложку я рисую всегда в самом конце. Она как-то рождается сама собой. Мне больше нравятся простые обложки, но обязательно несущие какую-то мысль. Много птичек и домиков – это не обложка. Ведь она должна быть понятной, как плакат. Покупатель должен заметить обложку и сразу почувствовать автора книги, понять, о чем и как произведение написано. И захотеть его прочитать.

Ирина Наумова, победитель конкурса «Новая детская книга-2010» (издательство «Росмэн»), автор сказочной повести «Господин Куцехвост и инопланетяне»

Писать для детей может тот, кто сам в душе еще ребенок.
Оглядываясь назад, понимаю: то, что получилось у меня, сложно повторить. Я – художник по образованию. Всегда работала по специальности, сначала в театре, потом занялась иллюстрацией. Писала детские стихи для себя, для дочери, на праздники друзьям. Когда дети выросли, пришла в голову идея написать рассказ про заброшенные игрушки. Неожиданно книгу «Вышел заяц погулять» приняли в издательстве с моими иллюстрациями и опубликовали. Но после этого – тупик. На все мои запросы либо молчание, либо отказ. Сказочные повести оказались никому не нужны.
И вот только несколько лет назад издательство «Росмэн» объявило литературный конкурс, и я его выиграла. Каким-то чудом. В конкурсе принимало участие около трех тысяч человек! Со мной заключали договор, я написала пять повестей про Куцехвоста. По сюжету семья полевых мышей вселяется в дачный домик, когда люди уезжают после лета. Одна книгу уже вышла, вторая на подходе.
С тех пор как я стала писать, жить стало интереснее. Кажется, что не сама пишешь, а будто тебе кто-то надиктовывает текст, а персонажи начинают существовать самостоятельно. Я слышу, о чем они говорят, и записываю за ними, порой даже не успеваю. Они меня ведут. Конечно, я могу приблизительно представить, чем все может обернуться, но наверняка не знаю. Признаюсь, такого эффекта совершенно не ожидала. Наверное, это и есть вдохновение…
Больше всего на свете я люблю читать сказочные повести, кажется, уже все перечитала. И мое мнение: сочинять для детей может только тот, кто сам в душе еще ребенок.
Я начала писать относительно недавно, десять лет назад, поэтому мне сложно давать советы начинающим. Знаю, что в Литинституте проводятся разные семинары. Хотя, вполне вероятно, научиться писать нельзя: либо это дано, либо нет. Главная же учеба, на мой взгляд, – это читать больше хороших авторов. Именно этот совет мне дали, когда в 12 лет отправила свои стихи в журнал «Юность». Тогда еще отвечали начинающим авторам…


как писать рассказ 

Курт ВОННЕГУТ, один из ключевых американских писателей и журналистов XX века:

1. Распорядитесь временем читателя таким образом, чтобы он ни на секунду не подумал, будто оно было потрачено впустую.
2. Дайте читателю хотя бы одного персонажа, с которым он мог бы себя ассоциировать.
3. Каждый герой должен чего-то хотеть – даже если это просто стакан воды.
4. Каждое предложение должно преследовать одну из следующих целей: либо раскрывать характер, либо развивать действие.
5. Начните настолько близко от развязки, насколько возможно.
6. Будьте садистом. Не важно, как милы и невинны ваши герои, – пусть с ними случаются ужасные вещи. Тогда читатели увидят, из чего они сделаны.
7. Предоставьте читателям в сжатом виде как можно больше информации. Они должны полностью разбираться в том, что происходит, и быть в состоянии закончить историю без вашей помощи.
(Источник: «T&P»)

Татьяна Степанова, подполковник милиции, автор остросюжетных детективов-триллеров

В детективе все ходы и повороты должны быть точно рассчитаны.
Началось все так. Как-то почти полгода я провела в госпитале МВД, в реабилитационном центре, из-за проблем с позвоночником. В двадцать с небольшим нельзя ни бегать, ни на велосипеде, ни на коньках. Совершенно нечего было делать. Увлекалась Серебряным веком и тогда же прочитала роман Умберто Эко «Имя розы». И подумала: потрясающую, интересную, страшную историю можно написать, отправляя героев в любое время. Сочинила небольшую повесть. Позже, перейдя со следственной работы в газету ГУВД «На страже», показала коллегам свой детектив. Через месяц его напечатали. А еще чуть позже «Пятнистая смерть» была издана.
Написание детектива или триллера – довольно кропотливое дело. Рассчитываешь все, как в математике, добиваясь максимального эффекта. Но случаются и моменты, когда почти заснула, и вдруг, как удар током, – такой ход, такой поворот! Вскакиваешь и к столу – срочно записать. Я всегда знаю, кто убийца. Триллеры и детективы пишутся с финала – в начале закладывается основа, которая потом «выстрелит». По ходу действия могут меняться акценты, отдельные эпизоды, но основание всей пирамиды – в начале. Я вообще люблю давать читателям в первых главах маленькие подсказки. Кто правильно их интерпретирует, тот как бы вступает со мной в игру…
Как рождается сюжет? Иногда его диктует образ героя. Иногда какая-то идея. Помогает и работа в правоохранительных органах. А сколько случаев мне стали рассказывать коллеги! «Такая история из моей практики…» Это дорогого стоит, потому что сотрудники правоохранительных органов, а тем паче сыщики, не очень любят делиться пережитым.
Самое приятное для меня в писательстве – сам процесс. Но законченные истории не следует держать в столе. Их следует выставлять на суд издателей и читателей. Мой совет: не робеть, стучаться во все двери. Дерзайте! Все когда-то начинали.


Как начать писать?

Советует Анна НИКИТИНА, журналист, ведущая авторского курса «Пишем рассказ» при Академии Cosmopolitan:

Если вы никогда, совсем никогда не писали ничего, кроме рабочих писем и списков покупок, это вовсе не значит, что вы «опоздали». Как показывает мой опыт, литературные таланты подчас открываются у девушек и женщин, которые в детстве считались безнадежными по части школьных сочинений и не являются гуманитариями.

Чтобы начать, нужно… просто начать!
1. Найдите возможность писать не в стол, а для того, чтобы вас кто-то читал. Сейчас такую возможность дает Интернет. Заведите блог и позовите в него друзей и знакомых. Для начинающих авторов важны поддержка и обсуждения.
2. Вы также можете найти интернет-сообщество, в котором люди пишут на конкретную тем у, нап ример, пытаются написать продолжение известных романов или фантазируют о дальнейшей судьбе героя.
3. Практиковаться нужно регулярно. Если вы создаете подобную интернет-группу, заранее договоритесь о стимулах. Часто мы не можем придумать, о чем же написать на этот раз. Вот какие варианты возможны: участники группы по очереди раз в неделю дают идею, которая обязательна для всех. К примеру, предлагает завязку для рассказа, героев, о которых нужно написать рассказ , и т. п. Договоритесь о конструктивной критике и о том, что обижаться на нее – нерационально. Начинающий писатель часто необъективен к своему произведению.
4. Попробуйте начать с пародии. В художественной школе ученики учатся копировать мастеров – замечено, что свой стиль появляется тогда, когда человек пробует много разных. Пытаясь повторить чужое, человек понимает, «как оно устроено», что ему близко. Так рождается и собственный стиль. Давайте себе задание написать рассказ «под кого-то», пытайтесь скопировать других авторов.

Нередко, уже приступив к написанию, человек впадает в ступор. Вроде бы есть идея, но написать не получается. В этом случае:
1. Не пытайтесь написать сразу хорошо. Сначала накидайте сюжет, потом напишите черновик, потом отложите его и вернитесь позже, чтобы перечитать и поправить. Даже великие писатели по многу раз переделывали свои тексты – и это совершенно естественно. Важно втянуться в работу, а главное – не бояться чистого листа.
2. Проговорите свою идею близким. Дело даже не в том, чтобы получить от них оценку или поддержку. А в том, что большинство идей проявляют свои сильные и слабые стороны, когда вы их облекаете в конкретные слова. Еще очень помогает представить, что у вас уже есть издатель и он просит вас прислать краткое содержание произведения, чтобы оценить его. Это заставляет собраться.
3. Если вам ну никак не удается приступить к работе – попробуйте начать не с завязки. Напишите одну из сцен середины будущего произведения. Или его финал. Та к начало будет положено, а мысли начнут постепенно превращаться в слова. И не забывайте побольше читать самой разной литературы, если возможно, то и на иностранных языках. Это хороший способ стимулировать собственное творчество. Удачи!


ФОТО: АЛЕКСЕЙ ТРЯСКОВ ТЕКСТ: ЖАННА СПИРИДОНОВА, ВЕРА ИВАНОВА, ТАТЬЯНА ЕЖОВА НА ОЛЬГЕ: ПЛАТЬЕ С МОЛНИЕЙ MARKS & SPENCER, ТУФЛИ С БАНТИКОМ DIBRERA НА ТАТЬЯНЕ: БЕЛЫЕ БРЮКИ AUANTGARDE, РУБАШКА ИЗО ЛЬНА MARKS & SPENCER Опубликовано: Домашний Очаг — Август 2012 Дата: 02 августа 2012
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Легко ли быть писателем? 4 1 5 2
2
Читайте также
Новости партнеров
Комментарии 1
Alina
Alina 19 02 2016 03:19:50

писатель - это стенд-ап но только литературный

Cобытия и новинки
Показать ещё